Адаптация дошколят
консультация (младшая группа)

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Проблема адаптации детей раннего возраста всегда была актуальной. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение весьма сложный и важный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с членами семьи. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей раннего возраста всегда была актуальной. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение весьма сложный и важный  период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с членами семьи. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

Вопросы адаптации детей раннего возраста рассматривали такие как: Долженко Е.А., Евстратова  Е.А., Заводчикова  О.Г., Зубова  Г.А., Роньжина  А.С., и др.

Для успешной и быстрой адаптации ребенка со стороны воспитателя и персонала детского сада проводится  подготовительная и предварительная работа с родителями. Правильно организованная работа с родителями в адаптационный период позволяет облегчить адаптацию малышей, раскрыть профессиональные возможности воспитателей к педагогам дошкольного учреждения.

Руководство МБДОУ очень щепетильно подходит  к подбору педагогического состава   в формирующихся группах.

В адаптационный период мы тщательно следим за тем чтобы группа наполнялась постепенно, чтобы была возможность уделить внимание каждому ребенку, с учетом его привычек, темперамента и особенностей. В обязательном порядке подбираем гибкий и индивидуальный режим пребывания ребенка с учетом тех же особенностей на протяжении хотя бы двух-трех недель. Кому то нужно значительно меньше времени, кому то больше этого срока. Все очень индивидуально.

Для работы с родителями мы  проводили анкетирование, разрабатывали портфолио, для того чтобы лучше ознакомиться с микроклиматом семьи и получить представление о привычках и характере ребенка, о его предпочтениях, а так же организовали круглый стол, где в форме дружеской беседы  и диалога постарались установить контакт как между родителями и нами, а так же между самими родителями, потому что, как показывает практика, когда в коллективе родителей имеется контакт и дружественный настрой друг к другу они совсем по другому воспринимают детсадовские будни. Появляется доверительный настрой и спокойная уверенность в том, что ребенку здесь будет хорошо. А спокойствие и положительные эмоции всегда передаются детям. Такие дети быстрее и мягче адаптируются к новой для них обстановке.

Нами была разработана памятка для родителей с практическими советами по адаптации ребенка. В памятке предлагается:

-всегда иметь спокойный настрой при сопровождении ребенка в детский сад, при разговоре о детском саде;

- рассказывать ребенку  занимательные истории про детский сад, на примере его любимых игрушек;

- предложить ребенку взять с собой любимую им вещь (игрушку) в детский садик;

- принести в группу свою фотографию. Малыши очень положительно реагируют на фотографии родителей или членов семьи, своих любимых животных;

- постараться  дать возможность поиграть ребенку после детского сада. Не забирать его сразу домой, а прогуляться  по дорожкам на территории детского сада, поиграть на площадке, порассматривать вдвоем с ребенком растительность, поговорить с ним во время прогулки, дать возможность побегать и подвигаться;

- придумать с ребенком ритуал, например, зимой можно по дороге в детский сад искать в снегу орешки (конфетки) которые «потерял» зайчик и т.д.

Объясняем родителям что самый важный элемент в адаптационном периоде - это терпение и любовь. Важно понимать, что никто в детском саду не намерен ребенка обижать и  наказывать. Уверенность и спокойствие всегда передается малышу.

В своей работе мы используем все инструменты образовательной программы разработанной согласно ФГОС ДО в сочетании с комплексом специальных упражнений и игр в режимных моментах. Комплекс упражнений разработан методистом и психологом нашего МБДОУ на основе методик разработанных Е.А. Долженко и О.В.Богаткиной «Методический портфель ДОУ. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений».

-Утренние ритуалы. Утреннюю встречу всегда проводили с играми-ритуалами, например «Доброе утро, любимая игрушка». Мы выбирали в группе несколько игрушек (чтобы каждый день была разная игрушка), с которой чаще всего играют дети. Собирали детей в круг. Брали игрушку (Лунтик) и произносили такое стихотворение:

«Утром Лунтик просыпался (Делаем потягушки),

Чисто, чисто умывался (Круговые движения ладонями около лица, как будто умываемся),

Полотенцем растирался (Поочерёдные движениях руками как будто растираемся),

А потом игрушки брал,

В детский сад быстрей шагал (ходим на месте).

Затем детям

Далее мы предлагали детям разобрать разноцветные цветочки ( в заранее приготовленной корзине) и украсить группу. Согласно выбранному  цветочку (цвету) мы делали вывод о настроении ребенка, а в зависимости от того какой место в группе украсил ребенок, делаем выводы о игровых предпочтениях.

- Элементы телесной терапии (обнять, погладить);

-Игры, которые направленные на то, чтобы помочь ребенку в выработке  силы воли, увеличении  чувствительности и в познании возможностей своего тела. Такие игры повышают эластичность мышц, подвижность суставов и оздоравливают внутренние органы.

Для этой цели мы использовали такие игры как «Весенние бабочки», «Солнышко и дождик», «Клубочек», «Секрет», «Парочки» - данные игры помогают в создании благоприятной и доверительной атмосферы, сближению детей друг с другом, помогают  регулировать процессы торможения и возбуждения, снижают уровень тревожности, а так же делают движения пластичными.

- Релаксационные игры  ( с песком, с водой). При релаксации снимается напряжение, релаксация - это отдых. Релаксационные игры способствуют возбуждению интереса, развивают тактильное восприятие, побуждают к исследовательской деятельности и пониманию своего «Я». Это такие игры как : «Рисуем на песке», «Дождь», «Лягушата», «Рассказ стихов руками» (столяры, мишка, зайка, зарядка), «Отдых овощей», «Солнечные зайчики», «Чудо-камешки».

 -Сказкотерапия - инсценировка или чтение сказок. На начальном этапе мы настраивались на совместную работу при помощи ритуала «входа в сказку». С этой целью использовали такие игры как: «Волшебный клубочек», «Волшебный стул» или стих «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!», «Свинка Пеппа», «Грустная кроватка», «Про медвежонка который не хотел ходить в детский садик».

Сюжет для новой сказки мы с детьми «находили случайно» в волшебной шкатулочке, под «сказочным ковриком» или в гости приходит Василиса Прекрасная (кукла) и приносит древний свиток со сказкой.

-Музыкальные занятия и развитие движений. Музыка всегда оказывает положительное влияние на настроение ребенка. Классическая музыка благотворно влияет на нервную систему, расслабляет, снимает зажимы. Веселая, быстрая музыка оказывает возбуждающее, тонизирующее действие, поднимает настроение. Мы в группе часто используем музыкальное сопровождение, чередуя классические произведения с произведениями для детей, например. «Песенка львенка и черепахи», «по дороге с облаками», «Барбарики», «Фиксики».

-Здоровьесберегающие технологии. Мы использовали такие виды гимнастики как: пальчиковая,  дыхательная,  глазодвигательная.

-Игровая терапия. Использовали подвижные игры для того чтобы дети  совершенствовались в  беге в разном направлении, вызвать радость и оживление, поощрить самостоятельность. Подвижные игры использовали такие как: «Догнать мяч», «Петушок», «Грибочки», «Мой веселый звонкий мяч», «Вейся венок.

Так же использовали игры с эффектом неожиданности: «Большой мыльный пузырь»,  «Ловим солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачках?», «Что в мешке?».

Организовывая игру мы уделяли внимание таким аспектам как:

-фронтальные игры, чтобы избежать обделенности со стороны какого-либо ребенка;

- игра достаточно короткие, чтобы дети не утомились. Игры используются короткие по продолжительности, но часто;

- в играх используются копии реальных предметов;

- для игры всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициирует игры всегда педагог.

Таким образом, использование вышеописанных методов и приемов сделает период адаптации ребенка в ДОУ более мягким и комфортным.

Список литературы:

  1. Гуров, В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении/В.Н. Гуров. - Ставрополь, 2017. - 198 с.
  2. Долженко Е.А. Методический портфель ДОУ. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений/Е.А.Долженко.-М.:Учитель, 2019.- 124с.
  3. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи/Е.А.Евстратова. - СПб., 2015. - 276с.
  4. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие / М.Г. Ермолаева.  Спб.: КАРО, 2017.  112 с.
  5. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения /А.А.Житникова.-М.:Педагогика,2016.-207с.
  6. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) /Е.В.Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 192 с.
  7. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи/О.Г.Заводчикова. - М.: Просвещение, 2017. - 79
  8. Зубова, Г.А. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада/Г.А.Зубова//Дошкольное воспитание. - 20154. - №7. - С.66-77.с.
  9. Коробейникова, Н. И. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования / Н. И. Коробейникова.-М.:Педагогика,2016.-102с.
  10. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ/Н.В.Кирюхина.– М.: Айрис-пресс, 2016. – 112 с.
  11. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя дошкольного учреждения / Д.В. Менджерицкая.  М.: Просвещение, 2015.  128 с.
  12. Остроухова А.С. Успешная адаптация/А.С.Остроухова // Обруч. - 2016. - №3. - С.16-18.
  13. Роньжина, А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/А.С.Роньжина. - М.: книголюб, 2015. - 72с.
  14. Трофимова,О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий/ О. В. Трофимова// Педагогическое мастерство.- 2015. –№ 16.- С. 139 – 142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. «Риторика для дошколят»

Ораторское искусство было в почёте во все времена, так как речь имеет огромное значение в становлении и существовании личности. Владеющий своей речью и голосом человек более уверен в себе, более артис...

Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»

Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время  зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей  зимней прогулки?...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация дошколят

Для успешной и быстрой адаптации ребенка со стороны воспитателя и персонала детского сада проводится  подготовительная и предварительная работа с родителями. Правильно организованная работа с род...

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...