Игры для развития словесно-логического мышления
занимательные факты

 Рекомендуем ва игры , в которые вы можете пограть с ребенком в любое время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_slovesno.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  на развитие словесно-логического мышления

Исключи лишнее.

 Детям предоставляется группа слов, которые за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «Лишнее слово»

  1. Яблоко, морковь, капуста, перец.
  2.  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки.
  3. Ручка, бумага, фломастеры, карандаш.
  4. Корова коза, лось, лошадь.
  5.  Термометр, врач, учитель, медсестра
  6. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  7. Река, озеро, море, мост, пруд.
  8. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
  9. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  10. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  11. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
  12. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
  13.  Саша, Ваня, Стасик, Петров, Коля.
  14. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  15. Веселый, грустный, быстрый, вкусный, осторожный
  16. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
  17. дождь, снег, осадки, иней, град.
  18. Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной.
  19. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
  20. Часы, очки, термометр, весы.
  21. Самолет, гвоздь, пчела вентилятор.
  22. Муха, ласточка, страус, ворона.
  23. минута, секунда, час, вечер
  24. Нора, гнездо, курятник, берлога

 Сходство и различие.

Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщить все имеющие сходные признаки и выделив различия.

  1. вечер-утро                          корова-лошадь                летчик-танкист
  2. лыжи-коньки                    трамвай-автобус              поезд-самолет
  3.  дождь-снег                         молоко-вода                    дуб-береза
  4. ворона воробей                 обман-ошибка                  сани- телега
  5. журавль курица                изба-конура                     озеро- река
  6. 6.пейзаж –портрет            яблоко-груша                  удача-достижение
  7. луна-солнце                       голод-жажда

Противоположное слово

Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например «сырой» предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение

1.день-  /ночь/                                         11. разжигать- /гасить /

2. черный -/белый/                                  12. увеличивать - /уменьшать/

3. высокий  -/низкий/                              13.   веселье- /грусть/

4. сырой - /сухой, вареный/                    14. строить-/разрушать/

5.вредный - /полезный/                          15. работать- /отдыхать/

6. покупать-/продавать/                         16.старт-/финиш/

7. победа-/поражение/                             17. начало-/конец/

8. тупой- /острый/                                   18.вход-/выход/

9. глупый-/умный/                                 19.холодно-/горячо/

10.исчезать-/появляться/                     20 . яркий- /тусклый/.  

 Смелый( робкий), неуклюжий( ловкий), тяжелый( легкий), твердый (мягкий), шершавый( гладкий) , густой( жидкий) кислый( сладкий) далекий( близкий) высокий(низкий) широкий(узкий) частый( редкий).

 Друзья- враги, лето- зима, близко- далеко, лживый –правдивый, ругать- хвалить, маленький- большой, сытый- голодный, начало-конец, старый -молодой, хороший- плохой, вредный- полезный, пресный- соленый.  трудолюбивый - ленивый, темно-светло, храбрость- трусость, небрежность –аккуратность,  болезнь- здоровье,  слабость- сила, старость- молодость, чистота-грязь, злость- доброта, вежливость- грубость, потеря, находка, ложь- правда, труд- безделье, горе-счастье

Подбери пару

Эти задания способствуют развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи, например: причина- следствие, род-вид, функциональные отношения и т.д.      К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся /или  придумать самостоятельно/ слово , которое находится с ним  в той же логической  связи.

  1. песня-композитор- самолет-(аэродром, горючее, конструктор, летчик)
  2. школа-обучение- больница((доктор, учение, лечение, учреждение, больной)
  3. песня- глухой-картина (художник, рисунок, больной, хромой, слепой)
  4.  нож-сталь-стол(вилка, дерево, стул, пища, скатерть)
  5. паровоз- вагоны- конь-( поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)
  6. лес- деревья- библиотека(город, здания, книги, библиотекарь, театр)
  7.  бежать – стоять-кричать-(ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)
  8. утро-ночь -  зима(мороз, день, январь, осень, сани)
  9. волк-пасть - птица(воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
  10.  птица- гнездо- человек( люди, рабочие, птенец, дом, разумный)
  11. ухо- слышать- зубы( видеть, лечить, жевать, рот, белые)
  12. 12. корова-теленок- лошадь( овес, конюшня, жеребенок, конь, повозка)
  13.  вода- трубы- электричество-(телевизор, провода, свет. выключатель)
  14. собака-шерсть- рыба-( селедка, море, плавники, чешуя, удочка)
  15.  вход-выход-начало- (длина, конец, очередь, старт, продолжение)

Фанты

  1. Часть растения, которая растет под землей.(корень)
  2. Часть лестницы, на которую ставят ногу (ступенька)
  3. Рабочий , который делает металлические изделия( токарь)
  4. кусок ткани, которым накрывают стол( скатерть)
  5. Число больше шести, но меньше 8( семь0
  6.  Первый месяц года( январь)
  7.  Домашнее животное, на нем что-нибудь возят или ездят (лошадь)
  8. Площадка со ступеньками перед входом в дом ( крыльцо)
  9. Широкая аллея в середине улицы ( бульвар)
  10. Часть суток( день)
  11.  Хвойное дерево с короткими иглами ( ель)
  12.  Урок физических упражнений ( физкультура)

Назови меленький предмет

Цель :учить образовывать слова с суффиксом ИК, ОК

 Лоб, столб, шарф, клюв, дождь, огород, пруд. Сад. Бант. Брат. Кот, куст, мост, халат, хвост, арбуз, рассказ. Таз, нос, еж, ерш, карандаш, дуб, зуб, гриб. Остров, мед, ряд. Холод. Воз, лес, огород.

 Скажи о предмете ласково

 Цель учить изменять слова так, чтобы предмету было дано ласковое название.

Коробка, трубка, юбка, кепка, кнопка, шапка, булавка, веревка, винтовка, морковка, будка, дудка, лодка, незабудка, ветка, клетка, сетка, утка, блузка,  повязка, указка, ложка, ножка, подружка, верхушка, игрушка, сказка, занавеска, редиска, краска, бумажка, дорожка, кружка,  кошка, избушка, крошка, лягушка, матрешка, рубашка, чашка.

 Назови много предметов

 Цель: образование слов во множественном числе, правильно ставя ударение

 Страна, волна, коса, доска, толпа, ведро, весна, звезда, звено, село, свеча, письмо, плитка, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, норка, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, стена, река, зима, лицо, пила, число, пятно.

 Назови один предмет

 Враги, друзья, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, юбка, дожди, дома, дворы, кроты, моря, холмы, леса, меха, мячи. следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мечи, ряды.

     Найди что не верно

Это верно или нет

 Что, как сажа, черен снег?

 Сахар горек

 Уголь бел

 Ну а трус как заяц смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы

Что летать умеет рак

А медведь плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари сосны валят косари?

Рады рады рады

Светлые березы

И на них от радости

Расцветают розы

Рады, рады, рады

Темные осины

И на них от радости

 растут апельсины

 то не дождь пошел из облака то не град

то посыпался из облака виноград

и вороны над полями вдруг запели соловьями

 и ручьи из под  земли

сладким медом потекли

 Правда или нет?

 Кто подскажет мне ответ ,

 это правда или нет

что из всех лесных зверей

всех ленивей муравей

это правда или нет,

что почуяв зайца след

волк от страха без оглядки

мчится прочь во все лопатки

это правда или нет

что съедает на обед

мышь помимо всяких крошек

двух котов и восемь кошек?

Это правда или нет.

 Что в неправде правды нет?

Точка

Цель: развивать умение быстро составить и прочитать слова  со сходной слоговой структурой.

МАТЕРИАЛ: Точка.

ВЕ, КЛЕ, НИ, КИС, ФОР, КАР, КОС, ЛАС, КОФ, ШУ, СЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

Курс развивающих занятий - «Игры на развитие словесно-логического мышления».

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, кар...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Игровые упражнения и игры для развития словесно- логического мышления

В данной материале предоставлены игры и игровые упражнения по логике с детьми старшего дошкольного возраста...

Готовим ребенка к школе: игры на развитие словесно-логического мышления.

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.    Предлагаем игры и упр...

Интерактивная игра на развитие словесно-логического мышления "Осенние загадки"

Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени....