консультация
консультация (подготовительная группа)

 Гладкова Любовь Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glad.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников «Основы казачьего семейного воспитания»

Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, являясь транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, осуществляя связь индивида, общества и государства. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали кубанские традиции и опыт народной жизни по формированию личности казачат.Семейное воспитание – это особая область комплексного воздействия на процесс становления личности в природно-социокультурной среде, управляемая со стороны социума. Ее составляют материальные, духовно-нравственные ценности, образ жизни и мышления, традиции и вера в их локальном варианте, вписанные в общечеловеческий культурный контекст.Ключевыми средствами воспитания в семье служили труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, учение. Многие специфические, присущие только казачеству методы и приемы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Они строго регламентировали поведение всех членов семьи и сообщества, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации.Кубанские казачьи семьи были глубоко патриархальны, однако отношения в них носили чаще «мягкий», нежели деспотичный характер. Разводы не только не поощрялись, но и серьезно осуждались. Большим уважением в семьях казаков пользовались старики. К их мнению прислушивались, их совета спрашивали в самые трудные минуты.Семейная педагогика Кубанского казачества ориентирована на формирование в личности казака, прежде всего, воина, пограничника, защитника, дипломата, ввиду выполнения военно-государственной службы, а затем семьянина, труженика, гражданина. Воспитание в казачьих семьях строилось на принципах «Домостроя», что предполагало безусловный авторитет отца или старшего казака и являлось, таким образом, определенным использованием принципа позитивного авторитаризма.

С историей казачества дети знакомились в семье, где передавались от старших примеры ратных подвигов. Главный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество» был определяющим в воспитании казака с детских лет. Казак считал: «Без догляду и дети не растут». В казачьих семьях радовались рождению будущего казака: « Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В беседе, в рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям. А казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки. В семье царил культ казачьей формы, которую одевали по праздникам и в строю. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, с тем, чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Они передавали все увиденное своим детям. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей жизни, культуры.

Отличительной особенностью казачьей семейной педагогики являлась религиозность воспитания. Через веру ребенок усваивал свою связь с миром, овладевал нравственно-этическими нормами. Вера формировала мировоззрение принадлежности к казачьему роду.

В семейном укладе кубанских казаков всячески поощрялось стремление ребенка к овладению игрой, развивающей и укрепляющей дух и тело. Комплекс детских игр, сформировавшийся в казачьей народной педагогике, позволял вырабатывать смекалку и быстроту реакции, глазомер и наблюдательность, выносливость и дух коллективизма.

Неотъемлемой частью семейного воспитания было приобщение молодежи к народному творчеству: музыке, танцам, фольклору. Богатый фольклорно-поэтический материал кубанских казаков отличается эпичностью, полнотой чувств, цельностью. В песнях отражены наиболее значимые исторические вехи, раскрыты идеалы добра и любви, увековечены народные герои казачества и других социальных обществ.

У казаков были свои обычаи, язык, культура, своя история, психология, своя структура бытия и быта. Нерушимыми были – верность славе предков, любовь к родной земле и ее защита. В казачьих семьях из поколения в поколение передавались сказания о подвигах и ратных делах. Все это было эмоционально окрашено. Речь богата поговорками, пословицами, ярко отражающая атмосферу вольности и независимости, геройства. Язык казаков – чудесный сплав украинского и русского языков, завораживал душу. Поэтому рассказы отцов и дедов становились запоминающимися, воспитание проходило без нудных нравоучений. Детей редко били. Достаточно было отцу, старшему брату, деду выразить свое неудовольствие укоризненным взглядом или нахмуренными бровями. Чтилась в семье мать. Она оставалась за главную в семье, когда казак уходил в поход: « Жинки дома хозяйствуют, а казаки в Сечи». На ее плечи ложились все хозяйственные заботы, присмотр за детьми, уход за стариками. Мать выражала основную нравственную задачу в семье – забота о близких, трудолюбие, воспитание.

В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, нравственным компасом, помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле и джигитовке, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет».

Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, только в темноте через огород он мог пройти к дому. Дети не имели права садиться за стол с грязными руками. В семье строго следили за репутацией детей, ведь семейная жизнь казака в станице становилась достоянием всех. Казачье общество оценивало казака и членов его семьи по поступкам, делам, строго судило о его надежности – ненадежности, умении держать данное слово. Благодаря этому поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями: дочь и сын не могли противоречить отцу, старики всегда сидели на почетном месте, почтительно со старшими здоровались.Приобщение ребенка к национальной культуре, системе нравственных ценностей, подготовка к полноценной жизни и выполнению своего социального предназначения не ограничивалось рамками Кубанской казачьей семьи и поддерживалось всем укладом общинной жизни. Общественная форма проживания предполагала общинную ответственность и совместный характер воспитания, высокий уровень самоуправления и дисциплины.

Общественный характер воспитания проявлялся в том, что значительную роль в жизни ребенка играли его крестные родители, подчас имевшие большее влияние на детей, чем их собственные мать и отец. Крестные заботились и об осиротевших детях, которые получали статус «атаманских детей» и находились под особым вниманием общины, о чем свидетельствует обряд «взятие под шинель». В семьях детям постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок.Педагогическое воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый станичник: сделать замечание, провести беседу, дать совет. Приученные с детства к почитанию старших, казачата покорно воспринимали их рекомендации.Кубанским казакам удалось создать специфическую систему семейного воспитания, свойственную только данной формации: мужчина – воин, дипломат, защитник, патриот, труженик; женщина – воспитательница, защитница, верная жена-труженица; дифференцированный подход в обучении и воспитании; обучение военному делу; раннее приобщение к труду; соблюдение канонов Православной веры и общественных заветов «Домостроя»; послушание и почитание старших; уважение к вере народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...