Консультация «Нетрадиционное рисование в детском саду»
консультация

Вяжевич Светлана Александровна

 Ребенок- дошкольник делает в рисовании первые шаги, это очень ответственный момент. К сожалению, несколько лет назад в дошкольных учреждениях дети не имели возможности выбрать средство и методы своего рисования в зависимости от того, что они хотят изобразить. Четко ставилась тема и техника изображения. Например, тема: «Кукла», рисование карандашами. А может быть ребенок хочет нарисовать куклу красками или техникой пальцевой живописи? Для того, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать материалы, сюжет, средства выражения  я использую в работе с детьми нетрадиционные техники рисования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul-iya_netradits_ris-ie_vosstanovlen_2.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

               МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21»

                                               «Золотой Ключик»

                                                  Консультация

                      «Нетрадиционное рисование в детском саду»

Воспитатель: Вяжевич Светлана Александровна

                       

   

                                                           Ребенок- дошкольник делает в рисовании первые шаги, это очень ответственный момент. К сожалению, несколько лет назад в дошкольных учреждениях дети не имели возможности выбрать средство и методы своего рисования в зависимости от того, что они хотят изобразить. Четко ставилась тема и техника изображения. Например, тема: «Кукла», рисование карандашами. А может быть ребенок хочет нарисовать куклу красками или техникой пальцевой живописи? Для того, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать материалы, сюжет, средства выражения  я использую в работе с детьми нетрадиционные техники рисования.

Основная цель нетрадиционного рисования -  научить ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявить свои способности.

Задачи:

- познакомить и научить дошкольника нетрадиционным техникам рисования,

- самостоятельно использовать эти техники при рисовании предметов, животных, явлений природы,

- научить комбинировать в одном рисунке несколько техник.

          В работе с детьми использую разнообразные методы и формы. Стараюсь обучать не просто, показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в прцессе работы. Для этого превращаю занятия в интересную игру. В группе создаю обстановку «мастерской». В «мастерской» ребенок сам выбирает себе рабочее место и вправе расположиться рядом со своим другом. Место для себя подбираю таким образом, чтобы мне было удобно наблюдать за работой детей, а детям за моими действиями. Пособие и оборудование, изобразительный материал, бумага разного формата, цвета и размера всегда находятся на видном месте, побуждая детей к действию с ними. Чтобы занятия получались более интересными и эмоциональными использую:

- музыкальное сопровождение («Одинокий пастух» Д. Ласт, «Метель», «Вальс» Г. Свиридов, «Музыка из любимых мультфильмов»).

- сюрпизные моменты (заяц «Рикки», кисточка- мама, кисточки- детки, письмо от космических разбойников, поиски сундучка с клодом).

- игры для эмоцианального настроя («Сказочная автоколлекция», «Оживи сказку», «Кучерявые облака», « Разноцветная лужайка»).

- пальчиковую гимнастику («Стали маленькие мы…», «Уж как шла лиса…»), которая развивает координацию движения рук, мелкую моторику, совершенствует память, внимание, умение согласовывать движение и речь.

          Особое место уделяю анализу детских работ. Знаю, что в случае неудачи, ребенок надолго потеряет к занятиям по рисованию всякий интерес. Устраиваю вместе с детьми выставки рисунков. Никогда никого не критикую, потому что у каждого ребенка есть право на индивидуальность. Работу по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования провожу с учетом индивидуальных способностей.

           Стараюсь создать в группе разнообразную развивающую среду, которая позволяет детям по собственной инициативе выажать свое эстетическое отношение к окружающему миру. В распоряжении детей находятся цветные карандаши, акварельные краски, восковые мелки, гуашь, кисточки разных размеров, поролоновые тычки, шишки, шаблоны, нитки, раскраски, печатки, колоски и т. д.

            Ведется активная  работа с родителями: беседы, индивидуальные консультации, информационные листы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие в выставках детского и совместного творчества ( родители, дети), проводится анкетирование по вопросам художественного развития детей, мастер – классы по использованию нетрадиционной техники рисования в семейном кругу.

           Предлагаю более разнообразный, в тоже время более доступный и интересный способ обучения детей изображать. Он заключается в подборе методов, приемов, в подборе художественных материалов.

          Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомится ребенок в детском саду, является гуашь. Во второй младшей группе в начале учеб года на занятиях предлагаю детям 2-3 цвета гуаши, в конце года 4-6. В средней группе, во второй половине учебного года знакомлю с приемом смешивания гуаши на палитре. В игровой форме предлагаю «наколдовать» необходимый оттенок. В старшем возрасте использование палитры стало нормой. Не только составление оттенков, высветление тона, но и получение новых цветов – очень интересное занятие. Гуашевые краски использую в смеси с разными добавками. Например, развожу гуашь с мучным клейстером и рисунки получаются «объемными»; в гуашь добавляю обычную соль или манную крупу получается густая паста, которая после высыхания делает рисунок зернистым. Кроме увлекательных «экспериментов» с цветом и консистенцией красок заинтересовываю детей разными приемами рисования. Для этого используюразные приспособления, которые разнообразили технику выполнения работ: тычки, жесткие кисти, палочки, коктельные трубочки, поролон, нитки, колоски, шишки.

- Техника рисования – пуантилизм (рисунок состоит из точек). При рисовании точками рисунок приобретает мозаичный, волшебный вид («Весеннее настроение», «Осенняя береза», «Тюльпан», «Цветы в вазе»).

- Дети любого возраста очень любят использовать тычок. Рисунки получаются легкие, воздушные, пушистые («Солнечный одуванчик», «Цыплята», «Ветка сосны», «Ежик»).

- Техника пальцевой живописи. Это еще один способ не только изображать окружающий мир, но и совершенствовать моторику пальцев и всей кисти рук. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш или кисть. Хорошо, если ребенок научится пользоваться пальцами рук рационально, не одним указательным, а всеми («Снегопад», «Цветы на клумбе», «Капли дождя», «Мамины бусы», «Ткань матрешке на платье»).

       Акварель – это водяные краски, которые отличаются прозрачностью цвета. Сочность и шелковистось летней травы, необъятность неба и легкость облаков, глубину и прохладу воды, нежность и хрупкость лепестков – все это могут передать волшебные акварельные краски. Акварельная техника достаточна сложна, поэтому знакомство начинаю в старшем дошкольном возрасте. Существует много интересных и увлекательных методов рисования акварельными красками.

  - Очень нравится детям техника рисования «по сырому».  Лист белой бумаги хорошо смачивается водой, а затем по влажной поверхности наносится изображение более насыщеными или контрасными цветами. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на сырой бумаге («Город в тумане», «Мой сон», «Дождь в лесу», «Ночной город»).

  - Рисование акварелью по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги акварель при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики («Кучерявые облака», «На море – океане», «Морские волны»).

  - Техника «Монотипия» - единственный отпечаток. Эта техника таит в себе не мало заманчивого. Количество крвсок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект. Согните лист бумаги пополам, на одну сторону листа нанисите несколько капель краски, затем второй половиной листа накройте капли и плотно прижмите. Развернув, вы увидите необычные прачудливые узоры («Бабочка», «Елка в лесу», «Снеговик», «Яблоко», «Маскарадные маски», «Волшебный сон»).

  - Кляксография. Она заключается в том, что бы научить детей делать кляксы, видеть в них образы, предметы или отдельные детали. Поставим большую, яркую кляксу. Возьмем трубочку от коктеля, осторожно подуем на каплю. Побежала акварель вверх, оставляя за собой след, повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета и пусть они встретятся. После этого можно обвести, дорисовать кляксы («Лев на прогулке», «Морское животное», «Фантазия»).

 - Техника « волшебного рисунка» или рисование свечой. Восковой свечой на листе бумаги рисуется изображение (елочка, домик, а может быть какой то сюжет), затем кистью акварель наносится сверху на все изображение. Вследствии того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы внезапно появляется перед глазами детей. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку – зеленой («Рыбки плавают в пруду», «Плывет лодочка»).

  - Коллаж – в эту технику собираются несколько других. На основу наклеиваются материалы разные по цвету  и фактуре: цветные ватные шарики, поролоновые шарообразные формы, коктельные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета, различные картинки, ткань и т.д. Для четкости, ясности и завершенности коллажа определенные штрихи дорисовываются разнообразными изобразительными материалами с помощью различнных техник рисования. Например, создаем «Лето». Используем тычок, изображая цветы; а солнышко нарисуем по сырому слою; бабочек вырежем из открыток; а тканью изобразим небо и облака.

      Очень важно помнить, что любые занятия и в детском саду и дома должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что- то сделать самому. Эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

    Список литературы.

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Т.Н.Давыдова,

- «Развитие ребенка в изобразительной деятельности» И.А.Лыкова,

- «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» Т.А.Циквитари,

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий» А.В.Никитина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники нетрадиционного рисования в детском саду.

В данной статье вы познакомитесь не только с разными способами рисования, но и узнаете о новом и еще более интересном методе рисования....

Нетрадиционное рисование в детском саду

Рисование руками, кляксография, работа со штампом......

Консультация для педагогов "Нетрадиционное рисование в детском саду"

Предлагаю краткое описание основных техник нетрадиционного рисования. Этот материал будет особенно полезен молодым педагогам....

Нетрадиционное рисование в детском саду

Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому вид...

Нетрадиционное рисование в детском саду

Нетрадиционное рисование в детском саду...

Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционное рисование в детском саду и дома"

Нетрадиционное рисование в детском саду и дома. Это полезная и увлекательная техника....

Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование в детском саду»

Представлен материал о техниках нетрадиционного рисования, о способах получения рисунков...