Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование в детском саду»
консультация по рисованию (младшая группа) по теме

Ряписова Екатерина Петровна

Представлен материал о техниках нетрадиционного рисования, о способах получения рисунков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида «Радуга»

Консультация для педагогов

«Нетрадиционное рисование в детском саду»

                                           Составитель:

                                                                 воспитатель Ряписова Е.П

Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование в детском саду»

      В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин "нетрадиционный" подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

       Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Дети пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (пробок, овощных штампиков, поролоновых губок) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать — смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. 

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование по мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, овладение умениями на этом  этапе развития, для нетрадиционного рисования мною были использованы следующие техники рисования:

1) «Рисование пальчиками»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.("Дождик, дождик  пуще", "Листья желтые летят", "Рыбка", "Веточка рябины")

2) «Рисование ладошкой»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с помощью воспитателя, с пяти лет сам) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.(" Цветные ладошки" ,"Подводное царство", "Ежик", "Елка -колкие иголки")

3) «Рисование ватными палочками»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь палочку и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую палочку. ("Снег идет ", "Горошины для петушка", " Узор на варежке ","Наряд для елки".)

4) «Оттиск поролоном»

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. ("Пушистые снежинки","Перышки для цыплят", "Колеса для паровоза")

5) «Оттиск пробкой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. ("Мячики ", "Варенье для Маши", "Гусеница", "Цветы")

6) «Тычок жесткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. ("Салют", "Веточка мимозы"," Бусы для Маши"," Солнышко")

7) «Оттиск печатками из картофеля»

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. ("Первые листочки"," В подводном царстве", "Угощение для зайки"," Звездное небо").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники нетрадиционного рисования в детском саду.

В данной статье вы познакомитесь не только с разными способами рисования, но и узнаете о новом и еще более интересном методе рисования....

Нетрадиционное рисование в детском саду

Рисование руками, кляксография, работа со штампом......

Консультация для педагогов "Нетрадиционное рисование в детском саду"

Предлагаю краткое описание основных техник нетрадиционного рисования. Этот материал будет особенно полезен молодым педагогам....

Нетрадиционное рисование в детском саду

Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому вид...

Консультация для родителей на тему: "Нетрадиционное рисование в детском саду и дома"

Нетрадиционное рисование в детском саду и дома. Это полезная и увлекательная техника....

Консультация «Нетрадиционное рисование в детском саду»

Ребенок- дошкольник делает в рисовании первые шаги, это очень ответственный момент. К сожалению, несколько лет назад в дошкольных учреждениях дети не имели возможности выбрать средство и методы ...

Доклад для педагогов по нетрадиционному рисованию в детском саду Флюид арт (Fluid art), как технология развития творческих способностей детей.

Доклад для педагогов по нетрадиционному рисованию в детском саду Флюид арт (Fluid art), как технология развития творческих способностей детей....