Памятка для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Сомова Анастасия Сергеева

В брошюре представлены информационные материалы и рекомендации для родителей будущих первоклассников по подготовке ребенка к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rekomendatsii_roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.docx222.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

для родителей

будущих первоклассников

Составитель:

педагог-психолог ГОБУ МО ЦППМС-помощи

Сомова Анастасия Сергеевна

В брошюре представлены информационные материалы и рекомендации для родителей будущих первоклассников по подготовке ребенка к школьному обучению.

“Учеба в радость!” -

пусть это будет главным девизом.

https://st2.depositphotos.com/1001009/7601/v/950/depositphotos_76013533-stock-illustration-welcome-back-to-school.jpg

.

Наши дети 

Радостные, смешные, яркие, непосредственные, мудрые и наивные одновременно Не погасите случайно искру их жизнерадостности, помогите вступить во взрослый мир легко и без страха, тогда многие школьные проблемы обойдут ваших любимых крох стороной.

Фразы - страшилки,

которые следует избегать родителям.

  • Ты, наверное, будешь двоечником?! 

(Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу).

  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

(Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).

  • Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! 

(Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).

  • Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

(Постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана).

  • Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе (принести двойку в дневнике)!

(Ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности).

 «Цветик – семицветик»

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Итак, ребенок, поступающий в школу в 1 класс, должен знать ответы на следующие вопросы (это минимум):

Общий кругозор

  • Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • Сколько тебе лет? Сколько будет через год?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает мама? Кем работает папа?
  • У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?

Развитие речи (подготовка к освоению грамоты)

  • Писать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  • Четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
  • Определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • Определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе?

Многие родители дошколят, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены школе силами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение не может полностью заменить семейное воспитание. В ДОУ детям прививают многие полезные навыки. Но если занятиями с ребенком не интересуются в семье, не придают им должного значения, то ребёнок начинает относится к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

  • Рисование, лепка, конструирование, прослушивание аудиосказок, проигрывание сказок, пение – всё это прекрасная подготовка к школе;
  • никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего – это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала);
  • ребенок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут – вот предел;
  • проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он сделал, что узнал;
  • важно привить ребенку веру в свои силы - хвалите его, ни в коем случае не ругайте за ошибки, а только показывайте, как их исправить;
  • приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном;
  • для развития мелкой моторики очень полезны занятия лепкой из пластилина, глиной, пришивание пуговиц, плетение, вырезание из бумаги, нанизывание бус.

Рекомендации для родителей

по повышению уровня готовности ребенка к школе.

Постоянная нехватка времени – основная наша проблема. Где же взять его для систематических игр-занятий с малышами? Часто нам кажется, что для занятий нужно непременно усадить ребенка за стол или на диван и самому находиться рядом. Иногда нужно и так. Но чаще можно найти массу способов заниматься между делом, не создавая для занятий особых условий.

Дорога в детский сад и обратно – прекрасная возможность поиграть в различные словесные игры, развивающие речь, воображение, наблюдательность. Предложите малышу называть все встреченные по пути предметы определенного цвета или формы.

Изучайте попадающиеся на пути деревья и цветы, разучивайте наизусть песенки и стихи (на этот случай всегда держите в кармане или сумке маленький сборник стихотворений детских поэтов). Вспомните забытые игры своего детства: “Города”, “Вам барыня прислала…”, “Я знаю десять названий птиц” и др.

Попросите малыша подумать, чем похожи и чем отличаются волк и собака, кактус и елка, телевизор и компьютер…

Подбирайте к словам синонимы и антонимы, пересказывайте просмотренный накануне мультфильм или прочитанную книгу, придумывайте новое продолжение старой сказки.

Возьмите за правило уделять малышу пол часа перед сном. Какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку.

Читать перед сном – замечательная традиция. Лучше всего подойдут длинные детские книжки. Ведь так интересно ждать до вечера продолжения и фантазировать о том, что же произойдет дальше.

Даже если кроха уже и сам умеет читать, это не заменит такие вечерние “посиделки”.

  • Называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • Различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • Называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • Составлять рассказ по картинке;
  • Последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • Составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • Отгадывать загадки.

Математика, счет

  • Уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • Уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • Уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • Уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • Знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • Уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • Ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

  • Уверенно и правильно держать карандаш, ручку, кисточку.
  • Складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу.
  • Рисовать геометрические фигуры.
  • Закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры.
  • Проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию.
  • Аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру).
  • Лепить из пластилина и глины.
  • Клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте паззлы, мелкий конструктор, создавайте вместе украшения и поделки.

Личностная (мотивационная) готовность

Самым важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, т.е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.

Социальная готовность.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от его желания.

Благополучные отношения первоклассника с одноклассниками – условие успешного обучения ребенка в школе. При затруднениях в общении со сверстниками, ребенок постоянно находится в состоянии напряжения, что ведет к повышенной нервозности и утомляемости, конфликтам с одноклассниками, к формированию негативного отношения к школе и учению.

Интеллектуальная готовность

Это развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задач, а также развитие внимания, памяти, мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Волевая готовность

Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. очень важно, чтобы ваш ребенок был психологически готов к школе, к получению новых знаний.

Что же такое «Психологическая готовность

Психологическая готовность состоит из 4-х компонентов, которую можно сравнить со строением домика, состоящего из кирпичиков. Каждый кирпичик – это определённая готовность ребенка к школьной жизни. И если один из кирпичиков не стоит на своем месте, домик будет не устойчив. Также как у ребенка, если не сформирован один из компонентов психологической готовности, то ребёнок будет испытывать трудности в обучении.

Окружающий мир

  • Различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере.
  • Называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.).
  • Знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, клевер, ромашка и т.п.).
  • Знать названия овощей, фруктов, ягод.
  • Иметь представление о различных природных явлениях.
  • Называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы и т.п.).
  • Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?», «Какие профессии ты знаешь?», «Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?», «Зачем надо учиться?».

Анкета для родителей

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Уважаемые родители, данная анкета поможет Вам определить готовность Вашего ребенка к школе.

Отметьте каждый вопрос, на который Вы ответили «Да»

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
  6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам? (один - много).
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление 1 единицы?
  11. Верно ли, что Ваш ребенок уверенно держит карандаш, ручку, кисть?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи»: помидоры, морковь, лук; «фрукты», «транспорт» и т.д.)?
  17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты анкеты зависят от количества утвердительных ответов на вопросы.

Если вы ответили утвердительно на:

  • 15-18 вопросов — можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
  • 10-14 вопросов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над чем ещё стоит поработать;
  • 9 и меньше — постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Стоит обратиться к психологу за консультацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памятка для родителей будущих первоклассников»

Советы для родителей будущих первоклассников.А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей.Подобрана литература, которую сто...

«Памятка для родителей будущих первоклассников» Опубликов

Советы для родителей будущих первоклассников. А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей. Подобрана литература, кот...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Первое сентября1 сентября– эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное напряжение, по...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка для родителей будущих первоклассников КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

Памятка для родителейбудущих первоклассников  КАК РОДИТЕЛИ МОГУТПОМОЧЬ РЕБЁНКУИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХТРУДНОСТЕЙ?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...