Родительское собрание на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста".
материал (младшая группа)

Людмила Викторовна Назарова

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста. Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2 - 3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Родительское собрание на

тему: "Развитие сенсорных способностей

у детей раннего возраста".

Разработала: Назарова Людмила Викторовна

Назарово 2021 г.

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста. Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2 - 3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Повестка дня:

1. Сообщение темы собрания.

2. Беседа "Сенсорное развитие ребенка".

3. Показ презентации "Сенсорное развитие детей раннего возраста".

4. Создание проблемной ситуации "Ящик ощущений".

5.Ознакомление родителей с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов в игровой форме.

6. Станция "Цветная" /ознакомление родителей с играми на закрепление цвета/.

7. Станция "Фигурная" /ознакомление родителей с играми на закрепление геометрических фигур/.

8. Станция "Мастерская" /изготовление игр на сенсорное развитие/.

9. Станция "Игрушечная" /ознакомление родителей с различными играми, развивающие сенсорный опыт детей/.

10. Консультация для родителей по ПДД: "Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения

11. Упражнение "Наше мнение".

12. Обсуждение различных вопросов комфортного пребывания детей в детском саду.

Ход собрания:

1. Сообщение темы собрания

Воспитатель: добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы с вами "окунемся" в прекрасный и интересный мир сенсорики. А тема нашего родительского собрания звучит так: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста".

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

2. Беседа "Сенсорное развитие ребенка"

Воспитатель: сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

- Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Уважаемые родители, ответьте на вопросы:

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

3. Показ презентации "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

2 слайд:

мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.                                  

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.                                                  

Б.Прейер

3 слайд:

сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

4 слайд:

виды сенсорных ощущений: визуальные (зрительные), осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые.

5 слайд:

перед вами эталонная система для детей раннего возраста - основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

6 слайд:

геометрические формы.

7 слайд:

три размера (величины) предмета.

8 слайд:

музыкальные ноты, звуки родного языка.

9 слайд:

четыре вкуса.

10 слайд:

два температурных определения.

11 слайд:

пять типов запаха.

12 слайд:

требования сенсорного воспитания в 2-3 года:

- Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

- Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

- Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

- Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

- Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы.

13 слайд:

сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности:

- игровой

- ИЗО-деятельности

- трудовой

- музыкальной

- физкультурной

- чтении художественной литературы.

14 слайд:

итак, зрительное восприятие:

ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

15 слайд:

слуховое восприятие - ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

16 слайд:

осязательное восприятие - ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

вкусовые ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

17 слайд:

также можно использовать дополнительные полезные материалы для развития сенсорного восприятия.

18,19,20,21,22 слайд.

23 слайд:

но самым важнейшим элементом сенсорного воспитания всегда будет являться природа и окружающий мир.

4. Создание проблемной ситуации "Ящик ощущений"

Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?"

Перед родителями появляется "Ящик ощущений"

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

5. Ознакомление родителей с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов в игровой форме

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так, как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и мы поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

6. Станция "Цветная" /ознакомление родителей с играми на закрепление цвета/

Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмаху –

(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».

Поле большое, зеленый лесок.

Сколько на свете путей и дорог.

Ярче в небе синем солнышко свети

Пожелай нам ветер доброго пути

И в страну Сенсорику

Деток приведи.

Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. А как она называется, вы угадайте. Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

Выставляются флажки соответствующего цвета.

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И мы предлагаем вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает

(Поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

(Постучать мизинцем по столу)

Игра (Знакомство с играми, которые сделаны своими руками)

Позволяет закрепить знание цвета. ("Спрячь мышку", ")

Спасибо станции «Цветная» за интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

7. Станция "Фигурная" /ознакомление родителей с играми на закрепление геометрических фигур/

Звучит музыка, паровоз едет дальше.

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

Воспитатель: как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (круг)

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они (квадраты)

Воспитатель: как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Чудесный мешочек».

Вы по очереди опускаете руку в мешочек с геометрическими фигурами и пытаетесь определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достаете фигуру и называете ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки».

Те фигуры, которые вы достали из «чудесного мешочка» (5 штук) я поставлю на мольберт и попрошу вас запомнить их расположение, затем накрою их платком и незаметно уберу одну из фигур. После этого вы должны определить, какая фигура «спряталась».

Динамическая пауза

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

8. Станция "Мастерская" /изготовление игр на сенсорное развитие/

Воспитатель: а веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на следующую станцию

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит.

Воспитатель: ну, вот и приехали. Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Прошу вас разделиться на 3 команды и занять мета за столами.

Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для изготовления игр на сенсорное развитие.

Воспитатель: сейчас вы, уважаемые родители, сможете своими руками изготовить игры для ваших детей. Вы будете вырезать, клеить, в общем создавать и творить. Этими играми мы пополним уголок по сенсорному развитию. Приступайте к работе!

Играет музыка, родители изготавливают игры

Воспитатель: молодцы, расскажите о своих играх, как в них играть.

Родители презентую игры, сделанные своими руками

Воспитатель: большое Вам всем спасибо за такие замечательные игры.

9. Станция "Игрушечная" /ознакомление родителей с различными играми, развивающие сенсорный опыт детей/

Воспитатель: а паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

Воспитатель: наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Предлагается поиграть в дидактические игры, поработать с математическими наборами, исследовать уголок экспериментирования.

Воспитатель: с вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия

Вот я палочкой взмахну –

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Воспитатель: в заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Воспитатель:

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Воспитатель: и пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорики.

10. Консультация для родителей по ПДД: "Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения"

Воспитатель: Уважаемые родители, а сейчас мы хотим обратить ваше внимание, что с января этого года мы начинаем работу по формированию у детей знаний по правилам безопасности дорожного движения.

Чтобы знакомить детей с правилами дорожного движения, необходимо начинать с раннего возраста, ведь те знания, которые ребенок получит в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека.

Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Нельзя обходиться только объяснениями, обязательно должна быть наглядность, игры с учетом возраста. Знания, сообщаемые детям, необходимо постоянно закреплять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится игровой деятельности детей с опорой на произведения детской художественной литературы, картинки - ситуации по правилам дорожного движения, пособия, обучающие фильмы, в ходе которых формируется умение применять полученные знания на практике.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя дорогу по пешеходному переходу, нужно проговаривать с ребенком о том, как и где нужно правильно переходить проезжую часть, а где нельзя этого делать. Обращать внимание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили. В дальнейшем ребенок будет сам замечать эти нарушения, самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующий пример взрослых. Мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему, как правильно вести себя на улице. Иначе все обучение теряет смысл.

Воспитатель: первую свою работу с нашими детьми мы начнем с изучения светофора, специального транспорта. В дальнейшем занятия буду усложняться, в более старшем возрасте мы начнем проводить акции, таким образом привлекая пешеходов и водителей к соблюдению правил дорожного движения.

11. Упражнение "Наше мнение"

Воспитатель: Уважаемые родители! Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем родительском собрании. Мы просим вас сейчас определить для себя понравилось вам собрание или нет, а может так себе. Выберите пожалуйста смайлики: красный - вообще не понравилось, желтый - так себе, зеленый - очень понравилось и наклейте на лучики нашего солнышка.

Воспитатель: благодарим вас за активное участие и творческую работу.

12. Обсуждение различных вопросов комфортного пребывания детей в детском саду

Воспитатель: ну, что ж, а сейчас пришло время огласить итоги конкурса кормушек, который проходил в декабре. Спасибо всем, кто принимал участие в голосовании. К голосованию были привлечены также сотрудники детского сада. По итогам голосования места 1 место разделили сразу 2 замечательные кормушки, 2 семьи....и т.д.

Воспитатель: а теперь пришла пора обсудить некоторые вопросы:

  • в первую неделю апреля у нас откроется в группе мини-музей. Тему мини-музея мы с вами определили заранее - это "Мини-музей деревянной игрушки". В мини-музей принимаются, в течение 2-х месяцев, различные деревянные игрушки от больших до маленьких.

  • желтые ленточки для танца на 8 Марта /по 2 ленточки на 1 ребенка/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: « Адаптация у детей раннего возраста »

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, реб...

Беседа на родительском собрании "Особенности психики и поведения детей раннего возраста"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

Родительское собрание на тему "Проблемы воспитания детей раннего возраста"

Вступительное слово воспитателя, игры с родителями, обсуждение с родителями, подведение итога собрания....

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей раннего возраста"

Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время ...

Родительское собрание: «Педагогическое взаимодействие с родителями детей раннего возраста» 2015 год.

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУЗадачи:— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;— объединить усилия для развития и воспитания детей;— создать ат...

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает мно...