Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: « Адаптация у детей раннего возраста »
    материал (младшая группа) по теме

    Клочкова Наталия Олеговна
    Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon addaptaciya.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Южное окружное управление образования

    Департамента образования города Москвы

    Государственное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида №1687

    Родительское собрание на тему: « Адаптация у детей раннего возраста »

    Разработала и провела воспитатель

    второй квалификационной категории

    Клочкова Наталь Олеговна

    Утвердил ст. воспитатель

    Скарговская Н.Н

    2009 г.


    Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т.е. нет точек соприкосновения с близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями, которые являются одной из причин негативного отношения вновь поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию.

    Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от

    помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.

    У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно (
    особенности адаптационного периода):

    - изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;

    - часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);

    - проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка), может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!

    - наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается);

    - снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему;

    - падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;

    - ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за

    контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, т.е. заболевания приобретают более сложные формы).

    Наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На 2-ой год жизни приходится наибольшее количество заболеваний:

    - затормаживается двигательная активность детей: ребенок перестает ходить (на 2-ом году жизни), боится ходить по группе, идти в туалетную комнату, т.е. психические и физиологические процессы опускаются на более низкую ступень.

    Необходимо помнить, что у всех детей реакция на период адаптации одинаковая – это изменение состояния настроения, сна, аппетита. У ребенка пропадает аппетит (нельзя кормить насильно в это время, близкое приближение чужого лица со словами ешь, ешь» вызывает страх и протест, особенно, если ребенок испытывает болевые ощущения, вызывается анарекция – рвотные позывы на вид пищи, посуды, установку на кормление). Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребенок может заснуть где угодно на 5-10 минут после длительного плача, просыпаясь, снова громко плачет.

    К окончанию процесса адаптации нормализация идет по схеме: аппетит – сон – поведение

    Процесс адаптации к новым условиям жизни, в первые дни пребывания в детском учреждении, не всегда и не у всех проходит быстро и легко. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению ДОУ, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа на родительском собрании "Особенности психики и поведения детей раннего возраста"

    Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представле...

    Родительское собрание на тему "Проблемы воспитания детей раннего возраста"

    Вступительное слово воспитателя, игры с родителями, обсуждение с родителями, подведение итога собрания....

    Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей раннего возраста"

    Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время ...

    Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»

    Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает мно...

    Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей раннего возраста"

    Протокол родительского собрания № 1 от 26 сентября 2018 годаТема: «Цели и задачи образовательной работы с детьми. Возрастные особенности детей 2-3 лет»Цель: обогащение родительских предста...

    родительское собрание на тему: " Возрастные особенности детей раннего возраста"

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен­ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные...