Буклет для родителей
материал

Спицына Ольга Викторовна

Игры для развития сенсорных ощущении и речевых навыков у неговорящего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры23.29 КБ

Предварительный просмотр:

• Дидактическая игра

«Сенсорные дорожки»

На плотном цветном картоне наклеены картинки-сюжеты (мальчик и собака, мышка и сыр, птичка и гнездо на дереве, рыбки и ракушки, лягушка и кувшинка и др.). От одного персонажа к другому приклеен цветной шнур — это дорожка. Дорожка зигзагообразная: желательно, чтобы количество зигзагов совпадало с количеством слов — это помогает ребенку чувствовать такт. Рисунок зигзагов тоже может быть разным: зубчиками вверх или вниз, волнами, прямоугольниками. Взрослый читает предложение, ребенок пальчиком проводит по дорожке. Пример

  1. Мальчик песика позвал, пес залаял, побежал: «гав-гав!».
  2. Мышка к сыру бежала и тихонечко пищала: «Пи-пи-пи».
  3. Птичка к гнездышку летит, «чик-чирик» — говорит.

Ребенок сначала молча проводит пальцем по дорожке, потом имитирует звуки животных, затем повторяет слова за взрослым.

Рекомендации для работы с ребенком:

Сочетайте чистоговорки с практическими действиями (игровыми, трудовыми) и наглядным материалом — картинками, игрушками. Проговаривайте слова четко, терпеливо, доброжелательно, эмоционально. Неоднократно повторяйте уже освоенные фразы. Разнообразьте повторение шепотам, громко, ласково, сердито («как лисичка». «как медведь»)

Игры для развития сенсорных ощущении и речевых навыков у неговорящего ребенка

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленького ребенка привлекают яркие предметы. Чем разнообразнее игровой материал, тем лучше. Предлагаемые игры способствуют развитию сенсорных ощущений и речевых навыков ребенка.

Для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушением речи, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления, педагогу и родителям необходимо строить свою работу следующим образом:

  • Использовать ситуативный подход.
  • Подходить к достижению цели комплексно.
  • Соблюдать принцип «от простого к сложному».
  • В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
  • Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
  • Использовать яркие, красочные изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.

• Игры с цветными пластиковыми крышками

«Раскрась картинку»

Цели. закрепление знаний основных цветов, умения соотносить цвета; развитие зрительного внимания, мелкой моторики, самостоятельности; формирование конструктивных навыков.

Материалы: цветные пластиковые крышки от бутылок, картинка-образец, картинка с белыми кружочками, размер которых соответствует размеру крышки.

Описание игры

Задание — «закрасить» белые кружочки с помощью цветных крышечек. Для этого нужно найти крышечку такого цвета, который есть на картинке. Например, на картинке дом. Нужно спросить у ребенка, какого цвета крыша, попросить найти крышечку такого же цвета и «закрасить» крышу и т. д. Так ребенок «закрашивает» все детали дома.

«Накорми свинку»

Цели: активизация словаря, развитие мелкой моторики, внимания.

Материалы: свинка, сделанная из 5-литровой пластиковой бутылки, цветные пластиковые крышки от бутылок меньшего объема (они должны легко проходить в горлышко 5-литровой бутылки).

Задание для детей 2—3 лет

На полу столе рассыпаны пластиковые крышки. Педагог держит в руках свинку-бутылку. Предлагает ребенку принести крышку красного цвета (это будет ягода) и «накормить свинку». Затем — желтую крышку (яблоко), зеленую (огурец), синюю (баклажан) и т. п.

Другие варианты игры, с крышками и свинкой

Выложить дорожку, по которой побежит свинка, или сделать ей подарок — бусы (одного определенного цвета или соблюдая заданное чередование цветов). Построить вокруг свинки заборчик (домик) из крышек. Выложить из крышек угощение (овощ, фрукт) по контуру, а потом «угостить» им свинку. Выложить из крышек торт по образцу (у свинки день рождения). Придумать свою игру и рассказать.

Ещё можно играть вместе с ребенком:  строить башенку, раскладывать мелкие игрушки в «паровозик» из крышек, прятать и находить (в комнате, на улице, в песочнице), купать в воде, составлять узоры в емкости с водой и т. д. В игре развиваются фантазия и воображение, мелкая и крупная моторика и речь. Закрепляются знания цветов и форм, овощей и фруктов. Формируются навыки счета. Развиваются и коммуникативные качества. Каждый ребенок быстро получает яркий конечный результат своей работы.

•Игры с камешками

«Строим башенки»

Цели, развитие мелкой моторики, связной речи, исследовательской деятельности, снятие тревожности.

Материалы: плоские камешки разных цветов и размеров.

Описание игры

Задача — построить высокую башенку. Если играющих несколько, можно определить, какая башенка получилась выше, а какая — ниже. Каждый может посчитать, сколько камней получилось сложить друг на друга, можно уточнить их форму и цвет.

«Секретики»

Цели: развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: цветная галька.

Описание игры

Один ребенок прячет камешки в песок, второй в это время закрывает глаза, а потом ищет «секретики».

«Каменный орнамент»

Цели, развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Материалы: цветная галька, изображенные на бумаге орнаменты-образцы (дорожки).

Описание игры

Ребенок выбирает понравившийся орнамент. Задача — составить по образцу орнамент из цветной мелкой гальки. Сначала нужно выбрать желаемый цвет Взрослый спрашивает у ребенка, камешки какого цвета ему будут нужны. Игру с камнями можно провести за столом, на ковре, в песочнице, в сосуде с водой.

«Разложи  камешки»

Цели, развитие связной речи, мелкой моторики руки, координация движений, снятие тревожности.

Материалы, цветная галька, пластиковые бутылочки, коробочки или баночки, соответствующие цвету камней.

Варианты игры

На полу (на песке, в емкости с водой) рассыпана галька. Задание — собрать камешки в бутылочку. Разложить камешки по цветам в соответствующие баночки. Разложить камешки цветными дорожками. Составить узоры по образцам (на столе, на песке, картинке). Разложить камешки в заданном порядке (например, один красный, два желтых). Выложить две дорожки — короткую и длинную.

  • Тактильные картинки с чистоговорками

Сюжетные тематические картинки можно использовать при изготовлении тактильных картинок. Например, на картинке по теме «Огород» изображения овощей утолщаем при помощи картона, ламинируем, чтобы они были гладкими на ощупь. Лейку оформляем фольгой. Щетину от щетки используем, чтобы получились колючки чертополоха. Делаем песочную дорожку по периметру огорода.

Чистоговорки — простое, веселое и эффективное средство формирования четкой и правильной речи. Взрослей проговаривает слова. Ребенок сначала с помощью взрослого) пальчиком постукивает в такт словам по тактильной картинке. Потом взрослый говорит, а ребенок повторяет действия в соответствии с текстом. Позже (после многократных упражнений) ребенок сам проговаривает уже знакомые и понятные для него слова.

Тема «Овощи»

Вариант для лета

Цы-цы-цы — посадили огурцы.

Ох-ох-ох — скоро вырастет горох.

Чок-чок-чок — поливаем кабачок.

Вай-вай-вай — ты работай, не зевай!

Ри-ри-ри — лейку в руки ты бери!

Ох-ох-ох — вырву весь чертополох!

Од-од-од — мы прополем огород!

Вариант для осени

Од-од-од — мы пришли на огород!

Ай-ай-ай — что за чудо-урожай!

Ох-ох-ох — вырастили мы горох.

Чок-чок-чок — вот пузатый кабачок.

Цы-цы-цы — посолили огурцы.

Цы-цы-цы — мы ребята-молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"

Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"

Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"

Несколько практических советов от воспитателя родителям....