Консультация для родителей "Ваш ребенок застенчив"
консультация

Григорьева Ольга Владимировна

реккомендации по устранению застенчивости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_zastenchiv.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок застенчив

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. 

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Навыки общения у детей неодинаковы: некоторым из них легко завязать разговор со взрослыми или сверстниками, познакомиться, влиться в компанию - а другие испытывают во всем этом определенные трудности. Застенчивому или замкнутому ребенку всегда сложнее высказать свои желания или потребности, найти друзей и вписаться в коллектив. К тому же, у таких деток часто бывает плохой аппетит и низкая успеваемость в школе. Во взрослой жизни коммуникабельному человеку также намного легче заводить отношения и строить успешную карьеру. Многие перерастают детскую замкнутость сами по себе, но в разный срок и в различной степени. Помочь ребенку стать более общительным можно уже сейчас, и чем раньше мы это сделаем, тем эффективнее будет для него наша поддержка.

Что мешает детям быть общительными?

  • Во-первых, это чрезмерная опека. Когда родители из лучших побуждений контролируют каждый шаг ребенка, не пускают играть во двор, не разрешают самостоятельно принимать решения и выбирать себе друзей - ребенок большую часть времени проводит в безопасности, но в одиночестве. И эта отдаленность от других становится привычкой.
  • Во-вторых, это неуверенность ребенка в себе. Дети с низкой самооценкой часто страшатся присоединяться к новым компаниям, боясь быть не принятыми или отвергнутыми. Им кажется, что они не достаточно хороши, умны, умелы, и что над ними будут смеяться.
  • В-третьих, причиной необщительности может быть неблагополучная обстановка в семье. Ссоры между родителями, постоянные конфликты и крики заставляют детей замыкаться и вести себя отстраненно.
  • Также, какая-либо болезнь или физический недостаток способны помешать общению ребенка со сверстниками из-за боязни насмешек.
  • Ребенок может замкнуться, если не чувствует внимания родителей, не считает себя нужным и важным в своей семье.
  • Нестабильное психологическое состояние мамы также таит в себе опасность для ребенка. Если она постоянно нервничает и малыш не знает, какой реакции от нее ожидать в ответ на просьбы или высказывания, он замыкается и отстраняется от неопределенности.

Возможно, ваш ребенок застенчив, тогда нужно всегда помнить, что застенчивость, как черта характера, не является недостатком. Преодолевая свою скромность, застенчивые дети могут великолепно общаться, к тому же, они очень внимательные слушатели, способные уважать чужое мнение. Они могут стесняться в одних ситуациях, но быть очень общительными и уверенными – в других. Никогда не относитесь к застенчивости, как к недостатку, иначе ребенок будет чувствовать себя неполноценным, что и может привести его к настоящей замкнутости.

Рекомендации родителям – как развить общительность

            Конечно, нужно начать с того, чтобы устранить те причины, которые мешают ребенку быть общительным. А также придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Когда выходите гулять с ребенком, дайте ему игрушки и позвольте играть с другими детьми самостоятельно. Не нужно стоять рядом и отслеживать все, что происходит, отойдите и наблюдайте издали. Если малыш поначалу стесняется, другие дети обязательно втянут его в свои игры и разговоры.
  • Поменьше ругайте и больше хвалите ребенка, помогайте ему повысить свою самооценку. Когда он будет уверен в себе и своих силах, ему будет легче даваться общение со сверстниками.
  • Позвольте ребенку вести «светскую жизнь». Почаще посещайте с ним цирк, театр, парк, кино – любые мероприятия, где есть другие дети. Запишите его в какой-нибудь интересный кружок.
  • Позволяйте ребенку открыто выражать свое мнение по поводу всего, что происходит. Внимательно выслушивайте, давайте возможность самому принимать решения, а не только подчиняться вашей воле.
  • Приглашайте сверстников малыша в гости – на праздники или просто так – посмотреть мультики и поиграть в игры.
  • Выходя в общество или выезжая на природу, почаще берите ребенка с собой. Даже общение со взрослыми пригодится малышу, а уж если они возьмут с собой своих детей – будет и вовсе отлично.
  • Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность и активность в бытовых ситуациях: пусть сам сходит в магазин, ответит по телефону, купит билетик в транспорте.
  • Никогда не критикуйте ребенка за необщительность, не сравнивайте с другими детьми и не заставляйте общаться насильно. Делайте все постепенно, и малыш сам преодолеет барьер в силу врожденного любопытства и любознательности.

Вот еще несколько простых, но важных советов, которые помогут совершенствовать навыки общения ребенка в домашних условиях:

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время игр, приготовления еды, уборки, одевания, прогулки и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребенок. Используйте  короткие и доступные для ребенка фразы.
  2. Говорите спокойно, голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с интонацией.
  3.  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать и побуждать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы, которые вокруг нас, обращайте на них внимание, пробуждайте в ребенке интерес к прислушиванию и познанию. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер, капает дождик» и т.д. А потом спросите «Что это, как ты думаешь?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка, звонок в дверь и т.д.
  6. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов на определенную тему (части тела, игрушки, продукты, овощи), назовите и покажите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Но не превращайте этот процесс в скучное занятие, если ребенок утратил интерес, переключите его внимание.
  7. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок уже знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  8. Пойте с ребенком детские песенки, это, несомненно, развивает навыки общения и просто создает хорошее настроение.

Не забывайте обязательно хвалить ребенка за его  даже маленькие, но победы!

Заключение:

Главная роль в развитии общения детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития вашего малыша.

Помогайте ребенку воспитывать навыки общения, давайте возможность проявлять активность и самостоятельность, а самое главное – дарите вашу любовь и поддержку.

Всегда хвалите ребенка за проявления смелости и разумный риск. Помогайте ему пробовать, преодолевать барьеры, выходить из зоны комфорта. Ваша поддержка должна давать ему силы справиться с задачей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Если ваш ребенок застенчив"

Практические советы для родителей, чьи дети слишком застенчивы....

Консультация для родителей " Если ваш ребенок застенчив".

Застенчивость-это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость может быть душевнымне дугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начин...

Консультация для родителей тема: « Если ваш ребенок застенчив».

Если ваш ребёнок застенчив∙ Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на это внимание.∙ Необходимо довести до сознания ребенка информацию о том, что на свете много заст...

Консультация для родителей " Если ваш ребенок застенчив, что делать?"

Застенчивость часто является признаком сдержанного темперамента, и, если она не мешает жизни ребёнка, не следует считать это проблемой. Но в случае, когда застенчивость д...

Консультация «Если ребенок застенчив»

laquo;Если ребенок застенчив»...

Консультации "Если ребенок застенчив"

Консультации "Если ребенок застенчив"...