консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Мельникова Надежда Владимировна
Учимся играть в шахматы
          ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Шахматный мешочек»
1-ый вариант
В матерчатый шахматный мешочек кладу фигуру и называю ее, затем ребенок, Н., говорю: «Ускакал от меня конь», «убежала ладья» и т.д.
2-ой вариант
В мешочке прячутся все фигуры сразу, и по заданию дети по очереди
на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя
ее сначала, а затем показывают всем детям.
 
«Что изменилось»
Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур.
Дети закрывают глаза, я убираю одну фигуру или меняю местами.
Ребята говорят, что изменилось. Если ребята не справляются, то
надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х,
затем добавляя по одной.
 
«Правильно, неправильно»
Расставляю черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой горизонтали. Спрашиваю: «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, называя, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.
 
«Найди сходство и разницу»
1 вариант
Предлагаю ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие.
2 вариант
Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например,
ладья и ферзь.
 
«Узнай по описанию»
Воспитатель: Просит отгадать, что это за фигура.
Описывает: «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое
возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали».
Дети: – ЛАДЬЯ
Воспитатель: «Начинает движение в одном направлении, а закан-
чивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г»».
Дети: – КОНЬ.
«Шахматная данетка»
Я загадываю фигуру, ребята задают вопросы: например, это фигу-
ра? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой гори-
зонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях.
Воспитатель: отвечает «да» или «нет», пока дети не отгадают.
Эстафета: «Кто вперед»
Дети делятся на 2-е команды. На обратной стороне шахматные до-
ски. По сигналу «Начали» ребята бегут и ставят одну фигуру, одна коман-
да – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры
и пешки. Подвести итог: кто правильно и быстро расставил фигуры, тот
победитель.
«Кто в домике живет»
Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком
домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, конь Ь2,
слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).
«Угадай, о какой фигуре я думаю»
Он (конь, ферзь, король, слон)
Она (ладья, пешка)
Или: «Раньше она могла плавать, ходить может только прямо...»
Далее: «Начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...»
«Что лишнее?»
а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка),
(Все – фигуры, а пешка – нет)
б) Три белые фигуры, одна черная.
в) Три деревянные, одна пластмассовая.
г) Три пешки и ладья.
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igrat_v_shahmaty.docx12.88 КБ

Предварительный просмотр:

                        Учимся играть в шахматы

          ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«Шахматный мешочек»

1-ый вариант

В матерчатый шахматный мешочек кладу фигуру и называю ее, затем ребенок, Н., говорю: «Ускакал от меня конь», «убежала ладья» и т.д.

2-ой вариант

В мешочке прячутся все фигуры сразу, и по заданию дети по очереди

на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя

ее сначала, а затем показывают всем детям.

«Что изменилось»

Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур.

Дети закрывают глаза, я убираю одну фигуру или меняю местами.

Ребята говорят, что изменилось. Если ребята не справляются, то

надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х,

затем добавляя по одной.

«Правильно, неправильно»

Расставляю черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой горизонтали. Спрашиваю: «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, называя, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.

«Найди сходство и разницу»

1 вариант

Предлагаю ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие.

2 вариант

Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например,

ладья и ферзь.

«Узнай по описанию»

Воспитатель: Просит отгадать, что это за фигура.

Описывает: «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое

возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали».

Дети: – ЛАДЬЯ

Воспитатель: «Начинает движение в одном направлении, а закан-

чивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г»».

Дети: – КОНЬ.

«Шахматная данетка»

Я загадываю фигуру, ребята задают вопросы: например, это фигу-

ра? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой гори-

зонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях.

Воспитатель: отвечает «да» или «нет», пока дети не отгадают.

Эстафета: «Кто вперед»

Дети делятся на 2-е команды. На обратной стороне шахматные до-

ски. По сигналу «Начали» ребята бегут и ставят одну фигуру, одна коман-

да – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры

и пешки. Подвести итог: кто правильно и быстро расставил фигуры, тот

победитель.

«Кто в домике живет»

Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком

домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, конь Ь2,

слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).

«Угадай, о какой фигуре я думаю»

Он (конь, ферзь, король, слон)

Она (ладья, пешка)

Или: «Раньше она могла плавать, ходить может только прямо...»

Далее: «Начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...»

«Что лишнее?»

а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка),

(Все – фигуры, а пешка – нет)

б) Три белые фигуры, одна черная.

в) Три деревянные, одна пластмассовая.

г) Три пешки и ладья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...