Почему ребенок плохо читает?
консультация (старшая, подготовительная группа)

Агафонова Ирина Юрьевна

Сейчас разработано множество хороших пособий, позволяющих осваивать буквы чуть ли не с пеленок. Но проблемы остаются. И они очень негативно сказываются на качестве и скорости чтения. Что же обычно упускают родители, стремящиеся к раннему развитию?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему   ребенок   плохо   читает?


  Еще лет пятнадцать назад считалось, что не следует учить ребенка читать до 7 лет, ведь переучивать в школе намного труднее. Сейчас разработано множество хороших пособий, позволяющих осваивать буквы чуть ли не с пеленок. Но проблемы остаются. И они очень негативно сказываются на качестве и скорости чтения. Что же обычно упускают родители, стремящиеся к раннему развитию?

   Сложности начинаются уже на этапе изучения букв. Например, иногда заставляют ребенка зубрить весь алфавит по порядку. Причем он запоминает именно название букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают. Такой подход признан неэффективным. Чтобы ребенок быстрее начал читать, сначала его нужно научить слышать и произносить звуки. Обычно знакомят с гласными звуками, а затем осваивают несколько самых распространенных согласных – «м», «п», «н», «с». И сразу переходят к соединению звуков в слоги и простые слова: «мама», «папа» и др. Также можно взять звуки, с которых начинается имя ребенка или окружающие его предметы. Если знакомить только с буквами, то ребенок не сможет соединять их в слоги и произнести, возникает так называемое побуквенное чтение: «мама» -  «эм»+ «а», «эм» + «а». Аналогичные трудности возникают и на этапе соединения слогов в слова – послоговое чтение. Основная причина – неразвитость фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи. Исправить ситуацию помогут упражнения, как пропевание  гласных звуков, игры со слоговыми таблицами.

 Еще одна проблема: ребенок
переставляет слоги, неправильно их читает, путает. В этом случае отрабатывается навык слияния слогов, используем слоговые таблицы, причем как с открытыми (согласный+гласный), так и с закрытыми слогами (гласный+согласный).

 Ребенок может
заменять буквы при чтении. Это связано с тем, что изначально буквы не были хорошо выучены, он их просто путает. Чаще всего дети путают буквы с похожим написанием или произношением «б» и «в», «б» и «д», поэтому и прочитать могут по-разному. Помогут упражнения, нацеленные на анализ формы буквы: на что похожа, во что можно превратить. Эффективен подбор слов, начинающихся на эту букву (звук). Можно поиграть в ассоциации, то есть нарисовать предметы, которые возникают в сознании, когда слышишь(видишь) эту букву (звук). Через образы понимание и запоминание придут быстрее.

 Часто проблема в том, что ребенок, да и взрослый, не
видит слова целиком и придумывают окончания. Обычно это происходит при чтении длинных слов. Срабатывает смысловая догадка. В этом случае нужно расширять поле зрения. И здесь поможет работа с таблицей Шульте. Замечательно зарекомендовало себя задание, основанное на игре  «прятки». Вы то открываете, то закрываете «шторкой» (листом бумаги) слоги, слова, столбики слогов или слов, отрывков текста. Задача ребенка состоит в том, чтобы увидеть слово целиком, понять и правильно его произнести. Так как времени дается мало ( 1-2 секунды), то мы начинаем сначала с коротких слов, которые состоят из трех-четырех букв, и только потом постепенно увеличиваем количество букв в словах.

 Иногда ребенок читает так, как пишется, то есть использует
«орфографическое чтение». Это связано с тем, что ребенка не научили правильно произносить звуки и узнавать буквы, слова. Чаще играйте со словами. Например, показывайте карточку с картинкой и подписью, как рекомендуется в методике Глена Домана: зимний пейзаж и слово «мороз». У ребенка должно сложиться четкое представление, образ слова.

  Если ребенок не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам, поработайте со скороговорками. Они помогут научить максимально быстро и четко произносить слова.

  Мешает ребенку читать быстрее и такая особенность, вызванная ошибками обучения, как двойное чтение. В этом случае, ребенку, чтобы понять слово, нужно дважды его прочитать, причем это может быть чтение про себя и вслух или шепотом и в голос. Причина тут кроится, прежде всего, в боязни ошибиться, в неуверенности в себе. Здесь нужна психологическая помощь. Можно также постараться убрать эту привычку: предложите ребенку читать с зажатым в зубах предметом, например колпачком от ручки иди палочкой от чупа-чупса. Это помешает проговаривать слова при чтении.

 Нередко ребенок
теряет строчки или пропускает слова. Основная проблема в этом случае – невнимательность. В этом возрасте еще недостаточно развито произвольное внимание, концентрация возможна лишь на 5-10 минут. Поэтому во время занятий важно как можно чаще менять виды деятельности. Снежок за окном, лай собаки, музыка – внешние раздражители легко отвлекают ребенка. Здесь помимо собственно тренировки внимания очень хорошо помогают упражнения с быстрой фиксацией слогов и слов, то есть так называемый прием «шторка». Лист бумаги закрывает слова, не дает вернуться к прочитанному и помогает удерживать внимание на конкретном фрагменте текста.

 Достаточно сложная проблема –
регрессия, или возвратное чтение. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного. Избавление от регрессии позволяет повысить скорость чтения как минимум в 2 раза. Важно тренировать внимание, в том числе с помощью приема «шторка», а также усиленно работать над смысловой составляющей текста.

Серьезные сложности при формировании навыка чтения создает и низкий уровень восприятия. Здесь есть несколько причин. Одна из них – это маленький словарный запас. Очень полезно вести небольшой словарик, обсуждать значение новых слов, вставлять их в разные контексты. Кроме того, низкий уровень восприятия часто зависит от недостаточно хорошо развитой памяти и внимания.

Для овладения осознанным, быстрым чтением важно иметь представление о простейшем звукобуквенном анализе. Если ребенка заставляли зубрить только буквы, не объясняли, что есть разные звуки, он не сможет проводить анализ и синтез словесного ряда, а именно в этом заключается навык чтения. С последующей его автоматизацией мы уже не осознаем все этапы, но при формировании навыка этот этап пропускать нельзя. Есть дети, которые не могут прочесть и понять слово, если оно разделено переносом. Это может возникнуть, если ребенка учили читать по методике Глена Домана, то есть слова ребенок воспринимает только целиком, а деление на слоги, буквы и звуки отсутствовало. В результате у ребенка не сформирован навык чтения слова по частям. В этом случае эффективны упражнения на восстановление слов, когда буквы перемешаны, перевернуты или стоят в обратном порядке.

 Часто случается, что ребенок
не умеет читать про себя. И это относится не только к дошкольникам и младшим школьникам, но и к учащимся старших классов! Дело в том, что ребенка с первого класса, а то и до школы, постоянно заставляли читать вслух. Обычно считают, что это помогает лучше запомнить текст. Это совершенно неправильно! За понимание отвечает совсем другая зона мозга, и когда мы читаем про себя, качество чтения, уровень понимания намного выше. Кроме того, читая вслух, ребенок много сил тратит на правильное произношение, на выразительность в ущерб пониманию. Это всего лишь первый этап формирования навыка чтения. Очень хорошо, если ребенок научится читать про себя как можно раньше!

Мешает увеличить скорость чтения трудности в пространственном ориентировании. Если ребенок не фиксирует текст как единое целое, не ориентируется в строчках, не может быстро определить, где он или его товарищ остановились, бессмысленно продолжать отработку скорочтения. На самом деле нужно не совершенствовать собственно навык чтения, а просто потренироваться в определении направления верх-низ, право-лево, а также развивать внимание. Самым популярным и действенным средством признаны таблицы Шульте, а также очень хорошо помогает игра «Муха»

  Возможно, Вы замечали, что ребенок судорожно набирает воздух перед чтением вслух, затем начинает тараторить и воздух быстро заканчивается. Не поставленное речевое дыхание – серьезное препятствие для быстрого и выразительного чтения вслух. Как известно, наш мозг составляет всего 2% от веса человека, но потребляет более 20% кислорода, и именно кислород дает основную энергию для его работы. Если дыхание не поставлено, то мозг испытывает кислородное голодание. В результате человек быстро устает, сознание становится нечетким и информация не усваивается. Кроме того, правильное дыхание позволяет расслабиться, и чтение уже не кажется трудной работой. Вдыхать нужно через нос, выдыхать медленно через рот, то есть применяем брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом не стоит сутулиться.

  Не менее важна правильная осанка. Просто выпрямив спину и подняв голову, можно значительно увеличить скорость чтения. Зажатость и перекошенность не только мешают правильно дышать, но и нарушают кровообращение, приводят к физическому и умственному напряжению. А любое напряжение блокирует нашу память. Мы читаем и не понимает, не запоминаем. Ученые доказали, что если читать полулежа, при наклоне туловища 120-150 градусов, уровень понимания вырастает на 30%. Расслабленная, не зажатая поза помогает получить от чтения максимум удовольствия. Ребенок понимает, что это радость, а не тяжелая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Почему ребенок плохо говорит?

Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на  этот вопрос  одним предлож...

Почему ребенок плохо себя ведет?

Консультация для родителей "Почему ребенок плохо себя ведет?"...

"Почему ребенок плохо ест"

В материале даны рекомендации родителям о развитии у детей вкусовых качеств и привитию детям навыков еды....

Почему ребенок плохо говорит

В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...

Почему ребенок плохо говорит?

К возникновению  речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"

Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...