Консультация "Развитие познавательной активности через игру"
консультация
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_cherez_igru.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Развитие познавательной активности детей через игру"
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.
Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
Виды игр для ребенка:
подвижные игры
сюжетно-ролевые игры
дидактические игры
разгадывание кроссвордов, загадок
игры-соревнования
Подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности; несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Подвижные игры укрепляют разные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают осанку, снимают утомление и повышают работоспособность, а также
учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей, развивая в них рефлексию и волю.
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе; они используются педагогами как средство обучения и воспитания.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Сюжетно-ролевые игры
К ним относятся игры «врач», «дочки-матери», «повар», «салон красоты» и другие. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.
Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир
Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов помогает развивать у ребенка логическое мышление, познавательные способности, учат применять полученные знания на практике, помогают ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.
Игры-соревнования развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым, развивают коммуникативные навыки.
Конструкторские игры формируют элементарные трудовые умения и навыки, предоставляют возможность познать физические свойства предметов. В результате конструирования у ребенка развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и желают действовать правильно. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире. Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка. Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки, а под листком, бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать тоже.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь, внимание, память, воображение, творческие способности. Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я мог...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
теметическое портфолио...
Проблемы и пути формирования познавательной активности через художественное творчество у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с умственной отсталостью.Значение художественного творчества для формирования у детей познавательно...
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...
Развитие познавательной активности через Логико-математические игры на прогулке (для дошкольного возраста)
В развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр прогулка занимает достойное место. При проведении этих игр на прогулке вносятся необычно...
Программа развития познавательной активности через экспериментирование и дидактические игры математического содержания «Неизведанное рядом»
От человека в современной жизни требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь уметь добывать ...