Консультация для родителей "4-5 лет:важный период в развитии речи"
консультация (средняя группа)

Кружалина Евгения Васильевна

Из материала вы узнаете нормы речевого развития детей 4-5 лет, а также на что обратить внимание, если ребенок имеет трудности в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_4-5_let.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей воспитанников средних групп

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Большинство детей, начиная с четвертого года жизни, говорят, что называется, «не закрывая рот». Им не терпится поделиться всеми своими мыслями и рассказать о каждом маленьком событии. От того кажется, что заниматься с ребенком нужно чем угодно, но уж точно не развитием речи. И это большая ошибка. Устная речь совершенствуется легче и быстрее всего с 3 до 7 лет. И если целенаправленно заниматься с ребенком, он может достигнуть больших успехов в ораторском искусстве! 


4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


Многие родители просто не замечают дефекты речи у своих детей, умиляясь легкой «шепелявости» или забавному построению высказываний. На самом деле эти дефекты нужно исправлять как можно раньше, иначе они могут усугубиться и даже стать предметом насмешек в школьном возрасте. Легче всего запомнить простую закономерность: правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств. 

Итак, речевыми недостатками дошкольников от 4 лет принято считать: 
•    использование упрощенных или искаженных вариантов слов (например, вместо «звонок» ребенок говорит «динь», или «капет» - вместо «пакет»); 
•    систематическое неправильное произношение некоторых звуков (чаще всего это звуки, связанные с буквами «ш», «ж», «ч», «с», «з» и самыми сложными для детей – «л», «р»); 
•    так называемые «грамматизмы», когда произносятся неправильные окончания слов при их склонении; 
•    «бедный» словарный запас, односложная речь с преобладанием нераспространенных предложений. 

Конечно, нельзя получить все и сразу. Каждое достижение присуще определенному возрасту. Так, в 3 года ребенку позволительно неправильно склонять  и произносить слова. Главное – чтобы его лексикон насчитывал не менее 500 слов, и он мог отвечать на поставленные вопросы. В 4 года уже употребляются сложноподчиненные предложения. Увеличивается лексикон, исправляется произношение шипящих звуков. На шестом году жизни ребенок овладевает всеми звуками речи, в словарном запасе встречаются сложные слова («транспорт»), в словах уже нет пропусков, а все предложения логически связаны между собой. В 6-7 лет по речи ребенка должно быть видно, что это не «поток сознания», а настоящие логические размышления. 

Если вы замечаете конкретную проблему в речи ребенка, которая не исчезает долгое время, лучше обратиться к логопеду. Но не стоит полагаться лишь на профессиональную помощь – логопед только задаст правильный вектор и подберет необходимые упражнения. Главное, регулярно повторяйте их дома, хотя бы несколько минут в день. 

Важно не забыть про визит к ЛОРу, чтобы увериться в отсутствии нарушения слуха у ребенка, из-за которого он может неправильно воспринимать звуки. Хотя другой распространенной причиной для этого может стать банальная серная пробка в ушах. 

Ваша «домашняя работа» - гимнастика языка. Тот же ортодонт или логопед покажет вам основные упражнения, хотя их можно найти и в интернете. Языковую и артикуляционную гимнастику можно делать как перед занятиями, так и в отдельном порядке, ведь она укрепляет мышцы языка, что само по себе помогает развитию речи. Вот пара упражнений для примера: 
•    «Солнышко» - предложите ребенку сделать круговые движения язычком по внешней стороне передних зубов; 
•    «Чистим зубки» - пусть ребенок широко откроет рот и попробует «почистить» верхние и нижние зубы языком. 

Та же схема работает и с постановкой звуков. Логопед показывает, как правильно произносить тот или иной звук. Ваша задача – довести правильное произношение до автоматизма, чтобы оно закрепилось в речи. Для этого нужно ежедневно повторять слоги с этим звуком, проговаривать слова и поправлять ребенка, когда он что-то говорит неправильно. Но это не значит, что его нужно постоянно «одергивать». Просто просите ребенка «сказать это слово красиво». Самая сложная, но важная часть – проговаривать скороговорки. Они учат ребенка не запинаться в словах и, следовательно, не «сбиваться с мыслей», сохраняя ясность и цельность рассказа. 

Вооружитесь хорошими книжками для развития речи. Имеются в виду книги со сказками, где прописаны вопросы о сюжетной линии, которые нужно задавать ребенку после чтения. При этом читая, наблюдайте, насколько внимательно он слушает вас. Можно просто обсудить иллюстрацию или попросить сделать мини-пересказ. Этот метод помогает учиться грамотно и быстро формулировать свое мнение, делая речь логически связной. 

В деле пополнения лексикона тоже хорошо помогает чтение, но книги должны быть специфичными, например, детские энциклопедии. Ребенок наверняка будет задавать множество вопросов о том или ином явлении. И вам необходимо набраться терпения, чтобы тщательно и доступно все объяснять.  

Таким образом, самый эффективный путь – получить рекомендации логопеда и ежедневно повторять нехитрые упражнения дома. К этому нужно добавить всего лишь чтение книг и регулярное общение с ребенком. И он обязательно заговорит чисто и правильно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Диалогическая речь - важный показатель общего развития речи.

Каждый родитель хотел бы видеть своего малыша в будущем успешным человеком, умеющим расположить к себе собеседника. Но для этого человек должен уметь быть в общей беседе, задавать вопросы по теме, арг...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

консультация для родителей "развитие мелкой моторики, как важная составляющая в развитии речи"

консультация для родителей "развитие мелкой моторики, как важная составляющая в развитии речи"...

Консультация "Адаптация трудный и важный период в жизни малыша"

  Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без пр...

Консультация для родителей "Мелкая моторика как важное звено в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мелкая моторика как важное звено в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...