Консультация для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Белоусова Ирина Валерьевна

Воспитание культурно - гигиенических навыков

      у детей младшего дошкольного возраста
В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.
           В три года ребенок уже должен уметь:
- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;
- вытирать руки и лицо своим полотенцем;
- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;
- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;
- благодарить словом после еды;
- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;
- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;
- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.

В нашей группе 20 детей. К концу учебного года вышеперечисленные задачи практически решены. Прежде всего, мы начали работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур.

 

Чтобы навык стал стереотипом отрабатывайте алгоритм действий:
- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;
- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;
- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;
- перед любым приемом пищи – вымой руки.

Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникает протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Не надо вести ребенка насильно в умывальную комнату, а объяснить, что может произойти, если он не будет это выполнять. Можно использовать игровые упражнения, игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень», потешки «Водичка, водичка», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля» и др.
Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, хлеб обязательно в хлебнице. Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но не надо заострять внимание детей на неправильных действиях, а учить, как надо сделать правильно.
Например, если во время еды замечаете, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, то подходите к ребенку и тихо скажите: «Сынок, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Старайтесь, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т.е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривайте все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называйте свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены. Во время кормления детей соблюдайте следующие правила:

- перед ребенком должно быть только одно блюдо, причем не слишком горячее и не слишком холодное;
- ребенок должен брать пищу в рот небольшими кусочками, поэтому котлеты, запеканки разрезайте на кусочки;
- ребенок не должен разговаривать во время еды и быстро глотать – это опасно, поэтому часто напоминали содержание сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказ «Как Вася подавился»;
- никогда не допускайте громких разговоров и бесед на разные темы между взрослыми;
- никогда не торопите детей и не кормите насильно;
- докармливайте ребенка только при его желании.

У каждого ребенка свои привычки, любимая и нелюбимая пища, часто дети отказываются принимать незнакомую пищу. В таких случаях можно:
- уменьшить порцию, отодвинув ложкой часть гарнира на край тарелки;
- делить порцию на несколько частей, проговаривая: «Это съешь за маму, это съешь за папу и т.д.».
Во время приема пищи следите за тем, чтобы дети не отвлекались, ели не спеша, сидели за столом спокойно. Воспитывайте культуру поведения за столом, напоминайте по мере необходимости: « Миша, возьми салфетку и вытри себе губы», «Саша, подвинь тарелку к себе ближе, так тебе будет удобнее кушать», «Маша, ты не забыла что-то сказать?» и т.д.

Очень важно, что во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Во всех режимных процессах ребенок должен испытывать положительные эмоции, удовольствие. Например, во время умывания вода должна быть нормальной температуры, а чтобы ребенок не прекратил реагировать на художественное слово – оно не должно быть ежедневно одним и тем же.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков необходимое условие для здорового образа жизни.Культурно-гигиенические навыки- это не что иное,как привычки.самые прочные привычки они  как поле...

Консультация для родителей « Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры ед...

Консультация для родителей “Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста”.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитывать опрятность. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком – исключительно предметами личной гигиены.Приви...

Консультация для родителей « Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры ед...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....