Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сафьянова Алина Кирилловна

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.
       Дидактические нетрадиционные игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

На примере предоставлю несколько игр, которые применяю в работе с детьми:

  1. Дидактическая игра «Ёжики и прищепки»
    Задачи: создать условия для развития умения различать цвета; мелкой моторики рук, познавательной активности; умения находить нужный цвет.

Оборудование: распечатанные разноцветные ёжики (красный, желтый, зеленый), прищепки.

Ход игры: В гости к детям пришли ёжики. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у ёжиков  не хватает иголок на спине. Воспитатель спрашивает у детей, можем ли  мы помочь ёжикам? Ответы детей. Воспитатель спрашивает из чего можно сделать иголки? Ответы детей.  Воспитатель  предлагает детям попробовать сделать иголки из прищепок. Ребенок выбирает ёжика, который ему понравился и ищет иголки к своему ёжику.

2.Дидактическая игра «Спрячь мышку в домик»
Задачи: Создать условия для развития у детей знаний о геометрических фигурах, их названиях и цвете. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, внимание.

Оборудование: домики разного цвета (желтого, зеленого и красного цветов), геометрические фигуры к домику (желтого, зеленого и красного цветов, кот - игрушка.

Ход игры: К детям приходит в гости грустная мышка. Воспитатель спрашивает у детей ,хотели бы они узнать почему мышка грустная? Мышка мне сказала, что ее испугала кошка. Мышка просит нас ей помочь. Поможем мышке? Ответы детей

Мышка зовет нас в свой домик.

(дети подходят к столу)

Это мышкины домики. Чтобы спрятать мышку надо взять одну фигурку такого же цвета, что и домик и закрыть окошко. Придет кошка и не найдет мышку.

(детям выбирают по одной фигурке и закрывают окошко в домике такого цвета). Посмотрите дети, кто прибежал? ответы детей.

Мяу! Мяу! Эй, мышки, где же вы спрятались? Сейчас я вас всех найду! (Кошка не находит мышек и уходит, если задание выполнено правильно. Если же кто- то из детей подобрал окошечко неправильно, взрослый помогает исправить эту ошибку)

Какие же вы все молодцы! Помогли всем мышкам спрятаться от кошки. Теперь кошка их не найдет. (Мышка выходит из своего домика и благодарит детей за помочь)

3.Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Задачи: создать условия для развития знаний у детей о диких и домашних животных и птицах, умение различать их по внешним признакам; развития речевой активности; мелкой моторики рук.

Оборудование: Восьмигранное колесо с нарисованной на нем едой (сделано из картонной коробки, обклеено с двух сторон цветной бумагой, а затем скотчем); на альбомном листе нарисованы и вырезаны изображения животных и птиц, с двух сторон обклеены скотчем.

Ход игры: В центр стола кладется колесо-восьмигранник с нарисованной на нем едой. Детям выбирают фишки с изображением того или иного животного (птицы) и ищут что кушает животное или птица.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...