Что такое дизартрия дислалия и тахилалия?
консультация

Абужарова Валентина Вячеславовна
Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит с кашей во рту». Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью. Что же это за «каша» и как от неё избавиться? «Кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dislaliya_dizartriya_i_tahilaliya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. Что такое дислалия, дизартрия и тахилалия?

Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит с кашей во рту». Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться?

«Кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др;

* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух);

*неправильно сформировавшиеся артикуляционные «позы», которые негативно сказываются на звукопроизношении.

Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи.

Дело в том, что головной мозг посылает сигналы органам ротовой полости, но в процессе где-то «замыкает», и мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции.

Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.

Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционными позами.

При тахилалии нарушается темп речи.

        Ребенок с  тахилалией   говорит быстро и невнятно, часто «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами.

Все это происходит непроизвольно, но если ребенок будет «следить» за своей речью, то он может снизить речевой темп.

Причины тихалалии:

* генетика;

*подражание взрослым;

*черепно-мозговые травмы и др.

Как исправить?

Для устранения таких нарушений, несомненно, потребуется работа ребенка с логопедом.

Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка»«поцелуйчики»«натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...