ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
статья

Чудопал Анна Гагиковна

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое проявление своего Я, это его попытка самостоятельно отделиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое проявление своего Я, это его попытка самостоятельно отделиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т.е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь среди сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.

Родители не должны пугаться остроты кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?

Как помочь ребёнку выйти из него, не неся в душе негативных качеств? Ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого качества для ребёнка; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущения своего Я; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность- крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т.е. необходимых для выживания в обществе качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закреплений их крайних проявлений.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ?

- Как правило, кризис заканчивается к 3,5-4 годам.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3,5 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

- Если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризности, то вероятнее всего речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ?

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребёнка. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

- Не пытайтесь в это время что-нибудь внушить ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.

- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его на руки и унести.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!». Ребёнку только этого и нужно.

- Постарайтесь схитрить: «Ой, какая у меня интересная игрушка, книжка..!», «А что это там за окном сверкает, шумит..?» – подобные отвлекающие маневры могут заинтересовать капризулю и он успокоится.

Искусству ладить с ребёнком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия и юмор и игры понятные и интересные детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...