Артикуляционная гимнастика
консультация

Бредихина Татьяна Андреевна

Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

и как её делать?

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

«Улыбка»

 «Блинчик»

 «Киска сердится»

 «Горка»

 «Чашечка»

 «Грибок»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

 «Часики»

 «Качели»

 «Вкусное варенье»

 «Индюк»

 «Лошадка»

 «Дятел»

 «Почистим зубки»

 

Как проводить артикуляционную гимнастику?

 

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых воспитанником движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно помогать ему (медицинским шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Главное, подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески.

Артикуляционные упражнения

1.«Бегемотик»

Широко открыть рот, удерживать в таком положении на счет до 5.

2. «Лягушка» 

Удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 10. Зубы не видны.

3. «Слон»

Губы трубочкой.

4. «Змея»

Язычок тоненький, как «иголочка», высовывается изо рта.

5. «Лошадка»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Повторить 10 раз.

6. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язычок зубами, протаскивать внутрь.

7.  «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

8. «Шарики»

Надуть щеки.

9. «Ёжик»

Рот закрыт, язык находиться с внутренней стороны нижней губы.

10. «Футбол»

Язычок упирается попеременно то в правую щеку, то в левую.

11. «Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не  сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

12. «Индюк»

бл – бл –бл

13.  «Месим тесто»

Рот открыт, губы в улыбке. Покусывание языка от кончика к корню и в обратном направлении.

14. «Блинчик»

рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. Следить за тем, чтобы губы не были напряжены. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

15. «Вкусное варенье»

Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.

16. «Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки опущена, прогибается книзу.

Язык напоминает форму чашки. Удерживать положение под счёт от 1 до 10.

17. «Почистим  зубки»

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения вверх-вниз. Следить за тем, чтобы язык не сужался и не выходил за верхний край зубов, губы находились в улыбке, а нижняя челюсть не двигалась. Так же с верхними зубами.

18. «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

19. «Парус»

Рот открыт, поднять язычок к верхним зубам. Удерживать в таком положении на счет до 20.

20. «Маляр»

«Красим» язычком  с внутренней стороны щеки, небо, за нижней и верхней губой.

21. «Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык должен присосаться) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Язык будет напоминать шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

22. «Комарик» 

Улыбнуться, открыть рот. Поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны и произносить звук средний между З и Ж. Он будет похож на жужжание комарика.

23.  «Гармошка»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык должен присосаться) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

24.«Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, произнося звуки: «д-д-д-д).

Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.

Кончик языка не должен подворачиваться.

 Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...