"Подготовка детей к школе в логопедической группе детского сада"
консультация по логопедии

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_v_logoped_gruppe.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе в логопедической группе детского сада.

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.

Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением. И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения  детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяют полностью устранить речевые нарушения, сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Понятно, что ни один ребенок не может овладеть полноценной речью сразу. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывают ошибки. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание этих процессов. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития всех компонентов языка (III- уровня).

ФФН- это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Своевременное выявление детей с ФФНР и ОНР-III уровня, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет исправить речевой дефект, подготовить детей к обучению в школе.

В возрасте 5 лет дети с ОНР-III уровня зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада на два года. Дети с ФФНР в возрасте 6 лет зачисляются в подготовительную группу на один год.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов);

2. Развитие произвольной моторики пальцев рук;

3. Подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

5. Развитие связной речи.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих задач.

Установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук и кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки письму и, что не менее важно, мощным  средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.

Работа по развитию движений кисти и пальцев рук осуществляется на логопедических занятиях, на занятиях в группе во время  физминуток, в организационных моментах, на физкультурных и музыкальных занятиях с использованием игр и игровых приемов. Проводится она ежедневно, систематически по 3-5 минут. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Нарушения двигательного порядка у детей с речевой патологией мы наблюдаем очень часто. В детских садах очень много детей со стертой формой дизартрии (дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Для дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего от локализации поражения головного мозга.

Выделяют:

• Спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица, шеи;

• Гипотония – пониженный мышечный тонус;

• Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

Поэтому важную роль в формировании правильного произношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений, а также для объединения простых движений в сложные (артикуляционные уклады, полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Она проводится ежедневно по несколько минут перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Параллельно с работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям:

• Обогащение словаря;

• Уточнение значений слов;

• Формирование словоизменения;

• Формирование словообразования.

Параллельно с этими направлениями продолжается работа по развитию понимания речи. Детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов. Формируется умение выделять части предметов. Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. Например, употребление личных и возвратных глаголов (покажи, где мальчик катается на санках, а где мальчика катают на санках). На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Например – суффиксальным для имен существительных и прилагательных, префиксальным – для глаголов. Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов, формируется интуитивное представление о системе словообразовательных связей языка. Одновременно детей учат понимать обобщенное значение слова, воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, существительных; учат образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (например, существительные, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках: шляпка девочки, гриба, гвоздя, или глаголы – летит муха, самолет, птица). Подготовительным этапом ознакомления детей со словами – антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий. Подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, размеру, цвету и т. д.

Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. В программе коррекционного обучения и воспитания детей проводятся рекомендации по формированию связной речи детей. Так на первом году обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов; также совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В конце года предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Содержание логопедической работы на втором году обучен6ия предусматривает закрепление навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе из личного опыта.

Более подробно хочется остановиться на содержании коррекционной работы по развитию фонематических процессов, т. к. дети, у которых имеется недоразвитие фонематического слуха и восприятия очень часто оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции опознания, различения, выделения звуков, слогов в речи.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

О недоразвитии фонематического слуха свидетельствует особый характер нарушений звуковой стороны речи:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях, один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков.

2. Замена одних звуков другими, имеющими более легкую артикуляцию и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Но не редки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков, т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на несколько этапов:

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так дети затрудняются:

• в выделении первого гласного, согласного звука;

• в подборе картинок, включающий данный звук;

• в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Поэтому на каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:

1. Выделение первого ударного гласного звука в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях.

2. Выделение первого и последнего согласного звука односложных словах, анализ и синтез обратного слога.

3. Выделение в слове ударного гласного из положения после согласных.

4. Овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов, а также односложных слов.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги. Дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных, двусложных, трехсложных слов без стечения согласных и со стечением. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, усваивают термины «слог»«слово»«предложение»«гласный звук»«согласный звук»«твердый»«мягкий»«глухой»«звонкий» звуки.

В результате таких многочисленных упражнений дети оказываются подготовленными к овладению чтением. Теперь ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное послоговое чтение.

Итак, вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолевать речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.

Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки делается более успешным. более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоте, чем их сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.

В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспе...

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспекты, как ин...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...