Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада
материал (подготовительная группа)

Черепанова Светлана Николаевна

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспекты, как интеллектуальный и произвольно-регуляторный, которые позволят детям успешно функционировать и развиваться в педагогической среде 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе.Как мы знаем, подготовка детей к обучению начинается задолго до поступления детей в школу, и осуществляется на занятиях в детском саду, на основе привычных для ребёнка видов деятельности: игры, рисования, конструирования. Мы знакомим ребёнка с представлениями об окружающем мире, которые он может осваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, в изобразительной деятельности, в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребёнок не занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнаёт что-нибудь новое о тех предметах с которыми действует. Важно помнить, что при этом не стоит специальная задача познания свойств этих предметов, а перед ребёнком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д. При этом деятельность ребёнка принимает форму обучения, учебной деятельности. И тогда приобретённые знания становятся осознаваемой целью его активности, ребёнок начинает осознавать, понимать и выполнять те или иные действия. При проведении занятий мы обращаем внимание на то, чтобы у ребёнка был навык правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш или ручку, правильно отвечать на вопросы педагога, а также учим детей слушать и слышать педагога.

Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе, старшей и подготовительной группе совпадает. Так, например, дети старшей и подготовительной групп достаточно хорошо владеют:

• звуковым анализом слова, знают буквы, большинство умеют читать, овладевают словарным запасом, фонетическим слухом, звукопроизношением;

• свободно владеют счётом в пределах 10 (прямой и обратный);

• знают основные геометрические фигуры;

• имеют пространственные представления (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали).

Также необходимо выделить следующие направления: физическая готовность, психологическая готовность, нравственно-волевая готовность.

Заботясь о наших детях, о полноценной их подготовке к поступлению в первый класс, мы помогаем родителям организовать правильный режим дня ребёнка в семье, знакомим с примерным объёмом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу. Ну, и конечно же, принимаем в их подготовке непосредственное участие.

Беседа с детьми в подготовительной группе о школе

 

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Образовательные задачи:

1. Формирование познавательного интереса к школе

2. Повышение мотивационной готовности детей к школе.

3. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации).

4. Развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости.

5. Развитие навыков взаимодействия и умения работать в команде.

Методы и приемы: словесные (рассказ, чтение пословиц и поговорок); наглядные (наблюдение, рассматривание наглядных пособий: предметов, картинок); практические (упражнение «Выложи узор по памяти»); игровые (дидактическая игра «Собери портфель».).

Оборудование: карточки с изображением школьных принадлежностей, картинки, игрушки, портфель (ранец), книги, ручки, пеналы, карандаши, ластики, наборы счётных палочек.

Ход беседы.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задаёт вопросы:

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.

-Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад? - Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

Воспитатель:

В школу

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
-Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
-Обещали хорошо,
лучше всех учиться!

Воспитатель: Ребята, скоро вы станете школьниками. Когда вы пойдете в школу?

Дети: Осенью, 1 сентября.

Воспитатель: Правильно. Сейчас в детском саду мы много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Чем отличается детский сад от школы?

Дети: В детском саду - воспитатель, а в школеучитель.

- У нас - занятия, а в школеуроки.

- В детском саду столы, а в школе – парты.

- В школе есть столовая, а в детском саду – кухня.

- В школу ходят с портфелями или с рюкзаками, а в детский сад - хочешь сумочку возьми или без нее.

- В детском саду дети спят, а в школе нет.

- В школе классы, а в детском саду - группы.

- В школе меньше игрушек, а в детском саду больше.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, какие школьные принадлежности вы знаете?

Дети: Пенал, ручка, карандаш, кисть, тетрадь…и т. д.

Воспитатель: Кому нужны школьные принадлежности?

Дети: Ученику, школьнику.

Воспитатель: Для чего они нужны?

Дети: Учиться писать, считать, читать….

Воспитатель: А вы хотите в школу?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами поиграем в игру «Собери портфель».

 «Портфель – это самый главный атрибут школьника. Каждый ученик должен уметь его собирать. А вы хотите попробовать? Давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я выдам портфель, а вам ребята, нужно его собрать. Посмотрите, на моем столе лежит множество различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые пригодятся вам в школе, и положить их в портфель. Собираем портфель по - очереди. За один раз разрешается взять только один предмет. А затем мы проверим, что вы положили в свои портфели. Победит та команда, которая лучше справится с этим заданием. Готовы? На старт. Внимание. Начали!»

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите ходить в школу, чтобы получать знания или хорошие оценки?

Ответы детей

Воспитатель: А чтобы получать и знания и хорошие оценки, нужно быть старательным и не ленивым.

Вот послушайте  историю про одного мальчика…

 

 

 Сказка про Помарку
Автор: 
Ирис Ревю

 

Жили-были помарки. У них не было своего тридевятого царства, тридесятого государства. Они жили в школьных тетрадках и постоянно прятались. Некоторые помарки таились всю жизнь, и никогда не выходили наружу. Это происходило, в основном, в тетрадках отличников. А некоторые помарки жили вольготно, гуляли, где хотели. Это наблюдалось, как правило, в тетрадях троечников.

Вася Метёлкин вёл настоящий бой с помарками. Ему хотелось узнать, откуда они появляются.

…Вот он медленно начинает писать, выводит одно слово, второе… Потом – хлоп! — начинает торопиться, делает ошибку, и вот она, помарка, готовенькая, тут как тут.

Однажды Вася даже заплакал от досады. Вдруг он слышит, как ему кто-то говорит:

— Ты из-за меня плачешь?

Вася поднял глаза. Никого радом не было. Он ущипнул себя за руку, и плакать перестал.

И тут он понял, что с ним разговаривает сама Помарка.

— Вот откуда ты берешься, почему у меня все диктанты с помарками? – закричал Вася.

— А ты сам виноват, — сказала Помарка. – Начинаешь суетиться, подскакивать, злиться непонятно на кого, грызть ногти, в общем, делать всё, что угодно, но только не спокойно писать диктант.

Вася задумался. А, может, действительно, он сам виноват?

В школьные каникулы Вася провёл опыт. Он сел за стол, достал часы. Когда они показали 9 часов, то начался диктант. Диктовала бабушка, а мальчик писал. Поначалу у него было много помарок, а ещё больше тревожных мыслей в голове:

— Ах, диктант! Как это волнительно! Это ведь контрольная работа. А на контрольных я всегда беспокоюсь.

Но постепенно Вася приучил себя к мысли, что надо писать спокойно, тревожные мысли гнать прочь. Мальчик воспитывал свою силу воли. Он научился писать почти без помарок. И это была его победа!

Однажды Помарка явилась к мальчику, а он не был рад её видеть. Но Помарка, не обращая внимания на плохое настроение мальчика, сказала ему:

— Давай в школе будем видеться как можно реже, а встречаться только дома, в черновиках. Поболтаем о том, о сём, а потом ты продолжишь учиться, а я прятаться, как обычно. Ведь чем больше я прячусь, тем лучше.

…Вася иногда разговаривает с Помаркой, только дома. Пока никто не видит.

Но Вася знает, что с Помарками надо держать ухо востро!

 

Воспитатель: Где живут помарки?

Почему Вася писал диктанты с помарками?

Как Вася познакомился с говорящей Помаркой?

Как Вася тренировал свою силу воли?

Нарисуй Помарку.

Воспитатель: Какие пословицы подходят к рассказу?

Главная победа – это победа над собой.
Торопись на хорошее дело, плохое за тобой не поспеет.
Завяжи проблему верёвочкой.

Воспитатель Главная мысль сказки заключается в том, что если у тебя есть какая-то проблема, то надо уделить время решению этой проблемы, поискать ходы-выходы как от неё избавиться. Вася в каникулы нашёл время, привлек бабушку, и вступил с помарками в настоящий бой. Он хотел писать диктанты без помарок, и он добился большого успеха!

А чтобы настроить себя на правильный лад, с чего нужно начинать каждое утро? Правильно с зарядки.

Физкультминутка.

 

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

 

Воспитатель: Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?

 Да. В школе тоже дети дружат между собой.

 Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

 А зачем друзья нужны в школе?

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

       Друга ищи, а найдешь — береги.

       Друг познается в беде.

       Друзья — не разлей вода.

       Старый друг лучше новых двух.

       Друг денег дороже.

       Друга за деньги не купишь.

 

Воспитатель: А сейчас посмотрим, какие вы можете быть дружные.

Пальчиковая гимнастика «Дружба». Дети встают парами.

Дружат в нашей группе (соединяют пальчики)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (делают «замок»)

Маленькие пальчики.

1-2-3-4-5 (соединяют пальчики)

Начинай играть опять! (хлопают в ладоши друг с другом)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться?

Правильно. В школе дети должны быть очень внимательные. Каждый ученик должен слушать задания учителя и правильно выполнять их. А сейчас посмотрим, какие вы внимательные.

Игра«Выложи узор по памяти»

Задание:

Выкладывание узора из счётных палочек.

Выставляю образец на 1 минуту, затем убираю. Дети по памяти составляют узор.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными и выполнили это задание без ошибок. Вас можно смело отправлять в школу.

Заключение.

Цель: обсуждение занятия, подведение итогов.

Воспитатель: Кто вспомнит, о чем мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы говорили о школе. А что нового вы узнали?

Ответы детей:

- Что такое школа.

- Зачем нужно в нее ходить.

- Почему нужно много стараться, не лениться и упорно трудиться.

- Какие бывают школьные принадлежности.

- Что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться.

Воспитатель: Молодцы! Какие же вы сегодня были внимательные. Какое задание вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного и подготовились к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада Тема занятия: Сказки, как средство знакомства с буквами русского алфавита. Знакомство с буквой и звуком «Р» ...

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР...

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада

Цель– создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей такие аспекты, как ин...

Консультация для родителей «Речевая подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Явл...

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для подготовительной группы детского сада. Разработала Михайлова Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных  д...