Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для подготовительной группы детского сада. Разработала Михайлова Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)

Михайлова Ирина Владимировна

Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных  действий у детей. Такая форма подачи материала является предупреждением школьной дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_y.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Звук [j], буква Й.
Цель: познакомить детей со звуком [j], буквой Й.
Задачи:
- Закреплять понятия гласного и согласного звука, учить детей
дифференцировать согласные звуки по твёрдости, мягкости, формировать
умение делать полный звуко-буквенный анализ слова, развивать навык
чтения слогов и слов, активизировать в речи наречия, формировать умение
составлять и распространять предложения на наглядной основе с
применением схем, закрепить технику безопасности при работе с иголкой.
- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память,
пространственные представления, мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание выслушать товарища.

Предварительная работа с детьми: повторение правил техники безопасности
при работе с иголкой, рассматривание различных видов пуговиц,
пришивание пуговиц.
Предварительная работа с родителями: повторение слоговой структуры
слова, повторение правила о количестве гласных звуков и слогов в слове,
изготовление шкатулки для пуговиц в группу, составление коллекции
пуговиц для музея пуговиц.
Оборудование: настенная магнитная доска с магнитами, картинка с
изображением пуговицы, плоскостные изображения почтовых ящиков
красного, синего и зелёного цвета, 8 предметных картинок, шкатулка с
пуговицами, игольница с иголкой и ниткой, карточки - схемы по технике
безопасности работы с иголкой, курточка для куклы, карточки-символы для
характеристики звука, настенная касса букв, схема предложения, схема
мягкости звука й, мяч, изображение буквы й, слоговые таблицы,
стилизованное изображение зайца.
Раздаточный материал: на каждого ребенка индивидуальная касса букв с
вкладышами, карточки-символы для характеристики звука, схема
предложения, звуковая линейка для определения позиции звука, тарелочка с
пуговицами, индивидуальное зеркало для наблюдения за артикуляцией звука.
Конспект НОД
#1054;рганизационный момент.(1мин.)
Методические рекомендации: проводится для активизации внимания и
мотивации детей к познавательной деятельности.

Воспитатель: К нам в гости пришла Пуговка, она принесла нам интересные
задания и игры. (Воспитатель размещает на информационном поле картинку
с изображением Пуговки (приложение, рис. 1).
2. Дидактическая игра «Почта». (Повторение основных характеристик
звука)(1мин.)
Методические рекомендации: проводится для дифференциации гласных и
согласных звуков, дифференциации согласных звуков по твёрдости-
мягкости.
На доске воспитатель размещает плоскостные изображения трёх почтовых
ящиков красного, синего и зелёного цветов. (приложение, рис.2 а,б,в )
Дети по очереди выходят к доске, берут картинку (письмо), называют
картинку, выделяют первый звук :н.р., Мак – в слове мак первый звук М, он
согласный, твёрдый. Кладём его в синий ящик.
Если первый звук в слове гласный, прикрепляют картинку под красный
ящик. Если первый звук согласный твёрдый, картинку размещает под синим
ящиком. Если первый звук согласный мягкий, картинка крепится под
зелёный ящик.
Картинки для игры: Утюг, Абрикос, Шишка, Мак, Колокольчик, Листик,
Мишка, Кит (приложение, рис.11).
Воспитатель: Пуговка предлагает разнести почту. Если слово начинается с
гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с
твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово
начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.
3. Создание образовательной педагогической ситуации. (Ознакомление
с новым материалом)(5мин.)
Методические рекомендации: проводится для осознанного произнесения
звука, выделения его из ряда других звуков, правильного его артикулирования.
Выделение звука [j]. Звук [j] выделяется из слова «ой», сначала воспитатель
громко произносит слово «ой», выделяя голосом последний звук, утрируя его.
Дети называют последний звук в этом слове -[j]. Для наблюдения за
артикуляцией звука, дети произносят это слово, глядя на себя в
индивидуальное зеркало. Под руководством воспитателя проходит
характеристика звука [j] с использованием карточек- символов. Данная
работа дублируется ребёнком у доски с карточками- символами.

Воспитатель: У куклы Маришки оторвалась пуговица. Чем мы можем ей
помочь?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель берет иглу с ниткой и начинает пришивать пуговицу,
вскрикивает «Ой-й-й!». Что же случилось?
Дети: Вы укололись.
Воспитатель: Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не пораниться при
работе с иглой?
Дети рассказывают правила безопасности, опираясь на карточки- схемы
(приложение, рис.3 )
- Иголки хранятся в игольнице.
- При использовании иголка должна быть с ниткой.
- Нельзя брать иголку в рот.
- Нельзя закалывать иголку в одежду.
Воспитатель: Какое слово я произнесла, когда, уколовшись, вскрикнула?
Дети: Ой!
Воспитатель: Какой последний звук в этом слове?
Дети: [j]
Воспитатель: Произнесите этот звук, глядя в зеркало. Гласный он или
согласный? Почему?
Дети: Звук [j] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его
нельзя петь.
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ согласного звука (рот
перечеркнут –петь нельзя этот звук) - (приложение, рис.4,а ).
Воспитатель: Звук [j] звонкий или глухой?
Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [j]. Горлышко
вибрирует.
Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука
(колокольчик) - (приложение, рис.4,в )
Воспитатель: Звук [j] мягкий или твёрдый?
Дети: Этот звук мягкий.
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ мягкого звука
(подушка мягкая) - (приложение, рис.4,д )
Воспитатель: Дайте характеристику звука [j].
Дети: Звук [j] согласный, звонкий, мягкий.
Воспитатель: Карточкой какого цвета его обозначим?
Дети: Обозначим его карточкой зелёного цвета.
На столах и на доске дети выкладывают зелёную карточку (приложение,
рис.5,в )
Воспитатель: Звук [j] особенный, он всегда мягкий.
#1044;идактическая игра «Не проворонь.» (1мин.)
Методические рекомендации: игра проводится для развития слухового
восприятия, фонематического слуха. Воспитатель называет слова,
утрированно выделяя голосом звук [j] дети хлопают в ладоши, когда
слышат звук .
Слова даются со звуком [j] только в позиции в середине или в конце слова!
Слова для игры: лаЙка, лиса, игрок, соловеЙ, автобус, троллеЙбус, маЙка,
кошка, чаЙ.
#1044;идактическая игра «Где живёт звук?» (1мин.)
Методические рекомендации: Игра проводится для формирования умения
определять позицию звука в слове. В игре используются звуковые линейки
(приложение, рис.6 ).
Воспитатель произносит слова, утрированно выделяя голосом звук [j]. В игре
используются слова с позицией звука [j] в середине и в конце слова! На
индивидуальных звуковых линейках дети показывают позицию звука [j] в
слове. Работа дублируется ребёнком у доски с комментариями: «В слове
сильный звук Й находится в конце слова»

Слова для игры: сильныЙ, шаЙба, маЙ, линеЙка, хоккеЙ.
#1060;изминутка. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (2мин.)
Методические рекомендации: физминутка проводится для смены вида
деятельности, обеспечения двигательной активности ребенка, а так же
способствует развитию словарного запаса, умения подбора слов,
противоположных по смыслу (антонимов). Дети становятся в круг,
воспитатель кидает ребёнку мяч и называет наречие. Ребёнок, кидая мяч
воспитателю, называет наречие, противоположное по смыслу. Например:
холодно - тепло.
Слова для игры: холодно, тяжело, мягко, темно, хорошо, весело, умно.
7. Знакомство с буквой Й.(2мин.)
Методические рекомендации: для осознанного восприятия образа буквы Й
были использованы различные приемы сенсорного развития: зрительный
анализ, тактильные ощущения, создание образа буквы из нетрадиционных
материалов, прописывание буквы в воздухе и на поверхности стола
(развитие пространственных представлений).
Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j], найдите эту букву?
Дети находят в настенной кассе букву Й.
Воспитатель: Это буква Й
На доске размещается крупное изображение буквы Й.(Приложение, рис.7 )
Воспитатель: На что похожа буква Й?
Дети высказывают варианты ответа.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?
Дети: Буква Й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина
наискосок, галочка наверху.
Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем
писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на
зрительные ориентиры.
Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с
проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз,

перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем
на столе, на спине у соседа, выкладывают ее из пуговиц.
8. Чтение слоговых таблиц. ( Этап закрепления изученного материала.)
(2мин.)
Методические рекомендации: проводится для формирования послогового
навыка чтения, профилактики дислексии. Чтение слоговых таблиц
используется фронтально (дети читают хором) и индивидуально (ребёнок
выходит к доске и читает вслух, остальные отслеживают на месте).
#1047;вукобуквенный анализ. (4мин.)
Методические рекомендации: звукобуквенный анализ проводится с целью
предупреждения нарушений письменной речи. Для проведения анализа
используются карточки- символы трёх цветов (красный- гласный звук,
синий- согласный твёрдый звук, зелёный- согласный мягкий звук
(приложение, рис.5,а,б,в ).
Дети последовательно выделяют звуки в слове, дают характеристику
каждого звука, обозначая соответствующей карточкой- символом и
выставляют карточки на вкладышах индивидуальных касс, затем подводят
итоги, подсчитывая количество звуков в слове, количество слогов,
количество гласных и согласных звуков. Следующим этапом анализа
является обозначение звуков буквами, выкладывание буквы под
изображением каждого звука, чтение слова. Работа дублируется на доске
ребёнком (при затруднении помощь оказывает воспитатель). Важно:
контролировать правильное расположение карточек и букв (слева направо,
буквы под карточками, обозначающими звуки).
Воспитатель: Пуговка предлагает нам сделать анализ слова «май». Что такое
май?
АЙ ОЙ
ЭЙ ЫЙ
УЙ ЫЙ
ДАЙ
МОЙ

Дети: Май- это весенний месяц.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «май»?
Дети: Первый звук [м].
Воспитатель: Звук [м] гласный или согласный?
Дети: Звук [м] согласный.
Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?
Дети: Он твёрдый.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [м]?
Дети: Звук [м] обозначим карточкой синего цвета.
Воспитатель: Как выкладываем карточки? (слева направо).
Воспитатель контролирует правильное расположение карточек на доске и в
индивидуальных кассах.
Воспитатель: Назовите следующий звук.
Дети: Следующий звук [а].
Воспитатель: Звук [а] гласный или согласный?
Дети: Звук [а] гласный.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [а]?
Дети: Звук [а] обозначим красной карточкой.
Воспитатель: Какой последний звук в слове «май»?
Дети: Последний звук [j].
Воспитатель: Звук [j] гласный или согласный?
Дети: Звук [j] согласный.
Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?
Дети: Он мягкий.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим зелёным цветом.
Воспитатель: Чем интересен звук [j]?
Воспитатель показывает схему (Приложение, рис.8)
Повторяем: звук [j] всегда мягкий, он никогда не бывает твердым!
Дети: Звук [j] всегда мягкий.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «май»?
Дети: В слове «май» 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.
Воспитатель: Сколько слогов в слове «май»?
Дети: В слове «май» один слог, потому, что там 1 гласный звук.
Воспитатель: Какой буквой обозначим звук [м]?
Дети: Звук [м] обозначим буквой М
Воспитатель: Положите букву М под карточку, обозначающую звук [м].
Какой буквой обозначим звук [а]?
Дети: Звук [а] обозначим буквой А.
Воспитатель: Положите букву А под карточку, обозначающую звук [а].
Какой буквой обозначим звук [j]?
Дети: Звук [j] обозначим буквой Й.
Воспитатель: Положите букву Й под, обозначающую звук [j]. Сколько букв в
слове «май»? Прочитайте слово: МАЙ
10. Дидактическая игра «Живые картинки». (Работа над предложением)
(4мин.)
Методические рекомендации: проводится для формирования умения
составлять предложения по демонстрируемому действию из трех слов.
Один ребёнок имитирует пришивание пуговицы, остальные дети
составляют предложение. Например: Маша пришивает пуговицу.
Дети считают слова в предложении, составляют схему (приложение,
рис.9 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1.     Развивать фонематическое восприятие.2.     Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель Мамедова Д. Ф. МАДОУ д/с №7 присмотра и оздоровления г. Тюмени

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Воспитатель Мамедова Д. Ф. МАДОУ д/с №7 присмотра и оздоровления г. ТюмениТема: «То березка, то рябина…»...