Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Спорыхина Ольга Валерьевна

    Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман

    Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_ch.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по подготовке к обучению грамоте

    в подготовительной группе для детей с ОНР.

    Тема: «Буква и звук [Ч]»

    Учитель-логопед:

    Спорыхина О.В.

    Коррекционно-развивающие задачи.

     - Закрепить правильную артикуляцию звука [Ч].

     - Совершенствовать умение определять место звука [Ч] в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки.

     - Упражнять детей в придумывании слов со звуком [Ч].

     - Упражнять детей в словообразовании (образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов  -чка, -чек)

     - Закрепить понятия "имя, отчество, фамилия"; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

     - Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

     - Продолжать учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

     - Учить читать и писать печатными буквами короткие предложения.

    Материал: игрушка Чебурашка, картинки с изображением разных предметов со звуком [Ч], рабочие тетради, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    I. Психогимнастика "Тренируем эмоции".

     - Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? К нам в гости сегодня пришел Чебурашка из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена». Он очень любит играть в «Повторялки». Давайте поиграем вместе с ним: покажите, как вы умеете радоваться,   огорчаться, удивляться, сердиться. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

    II . Введение в тему занятия.

    1. Знакомство со звуком [Ч].

     - Сегодня мы вместе с Чебурашкой будем изучать новый звук, а какой, вы угадайте сами.

     - Послушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

                    Четыре Черненьких Чумазеньких Чертенка

                    Чертили Черными Чернилами Чертеж.

     - Этот звук есть и в имени нашего гостя - Чебурашки. Вы уже догадались - это звук [Ч].

    2. Артикуляция звука [Ч].

    Логопед предлагает произнести звук [Ч]. Дети произносят звук [Ч] перед зеркалом, логопед объясняет артикуляцию звука [Ч]:

     - губки округлены и слегка вытянуты вперед;

     - зубки не смыкаются;

     - кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;

     - по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя.

    3. Характеристика звука [Ч].

     - Подставьте ладошку - воздух вырывается маленькими порциями. Можно ли пропеть звук [Ч], есть ли преграда ? (Нельзя пропеть, есть преграда – зубы и язык)

    Значит, звук [Ч] – согласный . Мы произносим Ч мягко, значит, звук [Ч] — мягкий. Как мы его обозначим? (Зеленым цветом).

     - Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [Ч]. Дрожит ли горлышко? (Нет) Что это значит? (Звук [Ч] - глухой).

     - Запомните: звук [Ч] — согласный, глухой, всегда мягкий.

    4. Фонетическое упражнение.

     - Чебурашка приехал в город в ящике из-под апельсинов, на поезде. Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...

     - А еще Чебурашка любит пошутить и называть слова наоборот, давайте поиграем вместе с ним. (Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ча - ач, чу — уч, ач - ча, уч — чу, оч — чо. Детям предлагается повторить индивидуально)

    III. Подбор слов на заданный звук.

     - Давайте поиграем в игру «Ушки – слушки». Чебурашка будет произносить слова, а вы хлопаете в ладошки, если услышите звук [Ч] в словах: чай, мяч, палка, почка, цветок, ночь,  цветочек, машина.

     - А теперь придумайте сами слова, которые начинаются со звука [Ч] (дети называют слова).

     - Отгадать загадки, назвать первый и последний звук в отгадках.

            Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

            Больше греться не хочу.

            Крышка громко зазвенела:

            «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

    Может плавать в океане,

    Может ползать по саванне.

    Панцирь в клетку, как рубаха.

    Кто же это? (Черепаха)

            Он упругий и пузатый.

            Для футбола он, ребята. (Мяч)

    IV.  Упражнение в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов  -чка, -чек.

     - Ребята, Чебурашке очень нравится, когда его называют ласково — Чебурашечка. А вам нравится, когда вас называют ласково? Назовите свои имена так, чтобы они стали ласковыми. (Дети назвают имена так, чтобы в названии появился звук [ч]: Юля — Юлечка, Паша — Пашечка и т.д.).

    V.  Закрепление понятия "имя, отчество, фамилия".

     Дети называют свои имя, отчество, фамилию. Педагог обращает внимание детей на то, что во всех мужских отчествах есть звук [Ч].

    Упражнение в словообразовании: игра «Как зовут по отчеству».

     - У Ивана сын - Иванович, У Петра сын — Петрович (по аналогии — Сергей, Андрей, Роман).

    VI. Физминутка.

    Раз  - подняться, потянуться

    Два  - согнуться, ног коснуться

    Три  - присесть

    Четыре  - прыгнуть

    Пять - тихонько спинку выгнуть

    Шесть - на место тихо сесть

    V. Знакомство с буквой Ч.

     - Куда «смотрит» буква Ч? (Влево)

       На что похожа буква Ч? (На цифру 4, варианты детей)

     - Послушайте стихотворение о букве Ч.

            Ч — вы правильно решили-

            Пишут также, как «четыре».

            Только с цифрою, друзья,

            Букву путать нам нельзя!

    - Рассмотрите цифру 4 и букву Ч. Чем они похожи? Чем отличаются?

    (печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите).

    VI. Работа в тетрадях (Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет», стр. 94-96)

    1. Закрепление зрительного образа буквы Ч.

    - Обвести букву Ч по контуру пальцем, заштриховать её. Отыскать правильно написанные буквы Ч. Найти в стихотворении все буквы Ч и обвести их.

     - Каким цветом будем обводить буквы Ч и почему? (Зеленым, т.к. звук [Ч] — всегда мягкий).

    2. Чтение слогов и слов с буквой Ч, определение позиции звука [Ч] в слове. (стр. 96)

    3. Чтение и анализ предложений. Составление графических схем предложений. (стр. 97)

    VII. Итог занятия.

    • С каким звуком мы сегодня познакомились? (повторение характеристики звука [Ч]).
    • Назови 2 слова, которые начинаются со звука [Ч].


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)

    Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»      Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

    Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

    Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

    Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

    Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

    занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа

    Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».

    Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...