Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Спорыхина Ольга Валерьевна

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман

Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ch.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: «Буква и звук [Ч]»

Учитель-логопед:

Спорыхина О.В.

Коррекционно-развивающие задачи.

 - Закрепить правильную артикуляцию звука [Ч].

 - Совершенствовать умение определять место звука [Ч] в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки.

 - Упражнять детей в придумывании слов со звуком [Ч].

 - Упражнять детей в словообразовании (образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов  -чка, -чек)

 - Закрепить понятия "имя, отчество, фамилия"; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

 - Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

 - Продолжать учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

 - Учить читать и писать печатными буквами короткие предложения.

Материал: игрушка Чебурашка, картинки с изображением разных предметов со звуком [Ч], рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Психогимнастика "Тренируем эмоции".

 - Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? К нам в гости сегодня пришел Чебурашка из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена». Он очень любит играть в «Повторялки». Давайте поиграем вместе с ним: покажите, как вы умеете радоваться,   огорчаться, удивляться, сердиться. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

II . Введение в тему занятия.

1. Знакомство со звуком [Ч].

 - Сегодня мы вместе с Чебурашкой будем изучать новый звук, а какой, вы угадайте сами.

 - Послушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

                Четыре Черненьких Чумазеньких Чертенка

                Чертили Черными Чернилами Чертеж.

 - Этот звук есть и в имени нашего гостя - Чебурашки. Вы уже догадались - это звук [Ч].

2. Артикуляция звука [Ч].

Логопед предлагает произнести звук [Ч]. Дети произносят звук [Ч] перед зеркалом, логопед объясняет артикуляцию звука [Ч]:

 - губки округлены и слегка вытянуты вперед;

 - зубки не смыкаются;

 - кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;

 - по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя.

3. Характеристика звука [Ч].

 - Подставьте ладошку - воздух вырывается маленькими порциями. Можно ли пропеть звук [Ч], есть ли преграда ? (Нельзя пропеть, есть преграда – зубы и язык)

Значит, звук [Ч] – согласный . Мы произносим Ч мягко, значит, звук [Ч] — мягкий. Как мы его обозначим? (Зеленым цветом).

 - Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [Ч]. Дрожит ли горлышко? (Нет) Что это значит? (Звук [Ч] - глухой).

 - Запомните: звук [Ч] — согласный, глухой, всегда мягкий.

4. Фонетическое упражнение.

 - Чебурашка приехал в город в ящике из-под апельсинов, на поезде. Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...

 - А еще Чебурашка любит пошутить и называть слова наоборот, давайте поиграем вместе с ним. (Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ча - ач, чу — уч, ач - ча, уч — чу, оч — чо. Детям предлагается повторить индивидуально)

III. Подбор слов на заданный звук.

 - Давайте поиграем в игру «Ушки – слушки». Чебурашка будет произносить слова, а вы хлопаете в ладошки, если услышите звук [Ч] в словах: чай, мяч, палка, почка, цветок, ночь,  цветочек, машина.

 - А теперь придумайте сами слова, которые начинаются со звука [Ч] (дети называют слова).

 - Отгадать загадки, назвать первый и последний звук в отгадках.

        Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

        Больше греться не хочу.

        Крышка громко зазвенела:

        «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне.

Панцирь в клетку, как рубаха.

Кто же это? (Черепаха)

        Он упругий и пузатый.

        Для футбола он, ребята. (Мяч)

IV.  Упражнение в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов  -чка, -чек.

 - Ребята, Чебурашке очень нравится, когда его называют ласково — Чебурашечка. А вам нравится, когда вас называют ласково? Назовите свои имена так, чтобы они стали ласковыми. (Дети назвают имена так, чтобы в названии появился звук [ч]: Юля — Юлечка, Паша — Пашечка и т.д.).

V.  Закрепление понятия "имя, отчество, фамилия".

 Дети называют свои имя, отчество, фамилию. Педагог обращает внимание детей на то, что во всех мужских отчествах есть звук [Ч].

Упражнение в словообразовании: игра «Как зовут по отчеству».

 - У Ивана сын - Иванович, У Петра сын — Петрович (по аналогии — Сергей, Андрей, Роман).

VI. Физминутка.

Раз  - подняться, потянуться

Два  - согнуться, ног коснуться

Три  - присесть

Четыре  - прыгнуть

Пять - тихонько спинку выгнуть

Шесть - на место тихо сесть

V. Знакомство с буквой Ч.

 - Куда «смотрит» буква Ч? (Влево)

   На что похожа буква Ч? (На цифру 4, варианты детей)

 - Послушайте стихотворение о букве Ч.

        Ч — вы правильно решили-

        Пишут также, как «четыре».

        Только с цифрою, друзья,

        Букву путать нам нельзя!

- Рассмотрите цифру 4 и букву Ч. Чем они похожи? Чем отличаются?

(печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите).

VI. Работа в тетрадях (Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет», стр. 94-96)

1. Закрепление зрительного образа буквы Ч.

- Обвести букву Ч по контуру пальцем, заштриховать её. Отыскать правильно написанные буквы Ч. Найти в стихотворении все буквы Ч и обвести их.

 - Каким цветом будем обводить буквы Ч и почему? (Зеленым, т.к. звук [Ч] — всегда мягкий).

2. Чтение слогов и слов с буквой Ч, определение позиции звука [Ч] в слове. (стр. 96)

3. Чтение и анализ предложений. Составление графических схем предложений. (стр. 97)

VII. Итог занятия.

  • С каким звуком мы сегодня познакомились? (повторение характеристики звука [Ч]).
  • Назови 2 слова, которые начинаются со звука [Ч].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»      Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа

Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».

Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи или поиски пропавшего звука [C]»

Цели:коррекционно - образовательные:автоматизация произношения звука С  в слогах, словах;дифференциация звука по твердости – мягкости;закрепление умения определять наличие заданного звука в...