Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман
Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ch.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: «Буква и звук [Ч]»
Учитель-логопед:
Спорыхина О.В.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ч].
- Совершенствовать умение определять место звука [Ч] в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки.
- Упражнять детей в придумывании слов со звуком [Ч].
- Упражнять детей в словообразовании (образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -чка, -чек)
- Закрепить понятия "имя, отчество, фамилия"; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
- Продолжать учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
- Учить читать и писать печатными буквами короткие предложения.
Материал: игрушка Чебурашка, картинки с изображением разных предметов со звуком [Ч], рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Психогимнастика "Тренируем эмоции".
- Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? К нам в гости сегодня пришел Чебурашка из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена». Он очень любит играть в «Повторялки». Давайте поиграем вместе с ним: покажите, как вы умеете радоваться, огорчаться, удивляться, сердиться. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
II . Введение в тему занятия.
1. Знакомство со звуком [Ч].
- Сегодня мы вместе с Чебурашкой будем изучать новый звук, а какой, вы угадайте сами.
- Послушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Четыре Черненьких Чумазеньких Чертенка
Чертили Черными Чернилами Чертеж.
- Этот звук есть и в имени нашего гостя - Чебурашки. Вы уже догадались - это звук [Ч].
2. Артикуляция звука [Ч].
Логопед предлагает произнести звук [Ч]. Дети произносят звук [Ч] перед зеркалом, логопед объясняет артикуляцию звука [Ч]:
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки не смыкаются;
- кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
- по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя.
3. Характеристика звука [Ч].
- Подставьте ладошку - воздух вырывается маленькими порциями. Можно ли пропеть звук [Ч], есть ли преграда ? (Нельзя пропеть, есть преграда – зубы и язык)
Значит, звук [Ч] – согласный . Мы произносим Ч мягко, значит, звук [Ч] — мягкий. Как мы его обозначим? (Зеленым цветом).
- Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук [Ч]. Дрожит ли горлышко? (Нет) Что это значит? (Звук [Ч] - глухой).
- Запомните: звук [Ч] — согласный, глухой, всегда мягкий.
4. Фонетическое упражнение.
- Чебурашка приехал в город в ящике из-под апельсинов, на поезде. Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...
- А еще Чебурашка любит пошутить и называть слова наоборот, давайте поиграем вместе с ним. (Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ча - ач, чу — уч, ач - ча, уч — чу, оч — чо. Детям предлагается повторить индивидуально)
III. Подбор слов на заданный звук.
- Давайте поиграем в игру «Ушки – слушки». Чебурашка будет произносить слова, а вы хлопаете в ладошки, если услышите звук [Ч] в словах: чай, мяч, палка, почка, цветок, ночь, цветочек, машина.
- А теперь придумайте сами слова, которые начинаются со звука [Ч] (дети называют слова).
- Отгадать загадки, назвать первый и последний звук в отгадках.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне.
Панцирь в клетку, как рубаха.
Кто же это? (Черепаха)
Он упругий и пузатый.
Для футбола он, ребята. (Мяч)
IV. Упражнение в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -чка, -чек.
- Ребята, Чебурашке очень нравится, когда его называют ласково — Чебурашечка. А вам нравится, когда вас называют ласково? Назовите свои имена так, чтобы они стали ласковыми. (Дети назвают имена так, чтобы в названии появился звук [ч]: Юля — Юлечка, Паша — Пашечка и т.д.).
V. Закрепление понятия "имя, отчество, фамилия".
Дети называют свои имя, отчество, фамилию. Педагог обращает внимание детей на то, что во всех мужских отчествах есть звук [Ч].
Упражнение в словообразовании: игра «Как зовут по отчеству».
- У Ивана сын - Иванович, У Петра сын — Петрович (по аналогии — Сергей, Андрей, Роман).
VI. Физминутка.
Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, ног коснуться
Три - присесть
Четыре - прыгнуть
Пять - тихонько спинку выгнуть
Шесть - на место тихо сесть
V. Знакомство с буквой Ч.
- Куда «смотрит» буква Ч? (Влево)
На что похожа буква Ч? (На цифру 4, варианты детей)
- Послушайте стихотворение о букве Ч.
Ч — вы правильно решили-
Пишут также, как «четыре».
Только с цифрою, друзья,
Букву путать нам нельзя!
- Рассмотрите цифру 4 и букву Ч. Чем они похожи? Чем отличаются?
(печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите).
VI. Работа в тетрадях (Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений со звуками и буквами для детей 5-6 лет», стр. 94-96)
1. Закрепление зрительного образа буквы Ч.
- Обвести букву Ч по контуру пальцем, заштриховать её. Отыскать правильно написанные буквы Ч. Найти в стихотворении все буквы Ч и обвести их.
- Каким цветом будем обводить буквы Ч и почему? (Зеленым, т.к. звук [Ч] — всегда мягкий).
2. Чтение слогов и слов с буквой Ч, определение позиции звука [Ч] в слове. (стр. 96)
3. Чтение и анализ предложений. Составление графических схем предложений. (стр. 97)
VII. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (повторение характеристики звука [Ч]).
- Назови 2 слова, которые начинаются со звука [Ч].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте (Подготовительная группа)
Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа
Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...
занятие по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа
Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....
Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамоте подготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г.
Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамотеподготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА....
Конспект Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа)
КонспектЗвуковая культура речи.Подготовка к обучению грамоте(подготовительная группа)Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.Задачи.-Учить строить предложения.-С...