Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дюргус Елена Сергеевна

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Тема занятия: Сказки, как средство знакомства с буквами русского алфавита. Знакомство с буквой и звуком «Р»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Тема занятия: Сказки, как средство знакомства с буквами русского алфавита. Знакомство с буквой и звуком «Р»

Цель: создать условия для знакомство детей с буквой и звуком «р» через сказки.

Задачи: закрепить навык произношения звука  «р» в словах и фразах;  формировать представление детей о графическом написании буквы «р»; совершенствовать умение находить звук «р» и «рь» в словах и проводить звукослоговой анализ слов; закреплять умение печатать слоги и слова; создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, поддерживать желание детей слушать сказки; создать условия для развития коммуникативных навыков общения.

Материалы и оборудование: Медиапроектор, ноутбук, экран, тетради, прописи, ручки, ковер-самолет, звуковая касса, касса с буквами,

Ход занятия

Организационный момент.

Дети встают в круг. Воспитатель берет мяч и говорит:

- Сейчас мы поиграем в такую игру: кому я кину мяч, тот называет свою любимую сказку, потом кидает мяч другому, и так все вы по очереди называете свою любимую сказку, только, чур, не повторяться. Дети играют и вдруг, у воспитателя звонит сотовый телефон.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ: воспитатель берет трубку и нажимает громкую связь. Дети слышат, как из трубки доноситься взволнованный, плачущий голос:

-  Здравствуйте дети, меня зовут тетушка Азбука, у меня случилась беда, одна из моих букв сбежала в страну Сказок,  прошу,  пожалуйста, помогите мне ее найти, без этой буквы никак не прожить, вы такие умные детки, не знаю к кому еще обратиться за помощью.

Воспитатель отвечает в трубку:

- Но, мы не можем вам помочь, у нас строгий распорядок дня и сейчас по расписанию занятие, попросите кого-нибудь другого (голос продолжает упрашивать, а дети уже наперебой кричат «Давайте поможем тетушке Азбуке!).

Воспитатель:

- Ну хорошо, уговорили, но как же мы узнаем какая буква сбежала и как добраться до страны Сказок?

Голос из телефона:

- В страну Сказок вы можете попасть на волшебном ковре-самолете, а когда произносишь эту букву, то язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Рак речной – усатый рак

Учиться он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву…(из телефона доносятся гудки, связь с тетушкой Азбукой прервалась, она не успела договорить, но дети уже кричат: «р»!).

Воспитатель:

- Все понятно, потерялась буква «Р», давайте все громко произнесем эту букву.

А скажите, где мы можем услышать звук «р-р»? (рычит собака, тигр, гудит мотоцикл, вертолет).

Но где же нам взять волшебный ковер-самолет?

В комнату входит младший воспитатель и говорит:

-Я случайно услышала ваш разговор и подумала, что настало время открыть очень важный секрет. Наш ковер и есть волшебный ковер-самолет, на нем можно долететь в страну Сказок  если произнести волшебные слова, эти волшебные слова обязательно должны быть из сказки, название которой содержит букву «р», да и в самом волшебном слове должна быть эта буква, иначе вам ее не найти и не вернуть тетушке Азбуке.

Дети садятся на ковер и начинают перебирать названия сказок и предлагают волшебные слова. Как только кто-нибудь произносит: «Крекс-пекс-фекс» (слова из сказки «Буратино»). Раздается звук полета, а затем играет песня Е. Птичкина и М. Пляцковского в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету». На экране  мелькают картинки голубого неба и облаков (слайды, сопровождающиеся песней), последний слайд зеленая трава (приземлились).

Воспитатель:

-Ну вот мы и в стране Сказок, давайте поищем букву «р» в названиях сказок. Все встали полукругом, лицом к экрану.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ

Воспитатель: назовите сказки, в названиях которых встречается буква «р».

В помощь детям предлагаются опорные слайды: «Репка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Теремок»,  «Принцесса на горошине», «Буратино», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Курочка Ряба», «Красавица и чудовище», «Три медведя», «Снегурочка», «Красная шапочка».

Воспитатель: а теперь, давайте поищем букву «р» в именах героев сказок:

****

- Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом..

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

****

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.

(Соловей –разбойник)

****

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем

(Жар-птица)

****

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

****

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?

(Папа Карло)

****

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?

(Буратино)

****

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

(Карабас Барабас)

****

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!

(Снегурочка)

****

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

****

Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной

(Кикимора)

****

Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко!

(Русалочка)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, а теперь давайте сядем за столы и поищем звук «р» и «рь» в названиях сказок. А скажите, чем буква «р», отличается от звука «р»? (Буква «р» бывает заглавной, и прописной, ее мы можем написать и увидеть. А звук «р» бывает твердым и мягким и его мы можем только произнести и услышать).

РАЗМИНКА

Работа со звуковой кассой выкладывают название сказок и определяют, какой звук (гласный или согласный, твердый или мягкий, в начале, в конце или в середине слова, в каком по счете слоге).

На доске воспитатель пишет названия: РЕПКА, РУСАЛОЧКА, СНЕГУРОЧКА. Каждый ребенок выкладывает у себя при помощи звуковой кассы, после чего по желанию проговаривается выполнение задания, все остальные оценивают результат (правильно или неправильно).

Физкультминутка

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат, (кружатся на месте)
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, (имитируют руками брызги)
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю (плавательные движения руками)
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (имитируют дельфинов.)

ПРОРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ

  1. Продолжи слог, чтобы получился сказочный герой или предмет: например, СКА(терть). Слоги написаны на доске, дети по очереди вслух проговаривают полученные слова. РЫ(бка), БУ(ратино), ЗЕ(ркальце), ЦА(рь, ревич, ревна) РА(збойник), СТА(руха, арик).
  2. Игровое упражнение «Составь слово».

Воспитатель:

- А сейчас, откройте кассу с буквами. На доске зашифровано название героя, точнее героини, популярной в русских народных сказках, таких как («Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Марья Краса»)

                                                                                                               

                   УКА

     Р              НИ                  ЦА

                   ДЕЛЬ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                (РУКОДЕЛЬНИЦА)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Воспитатель:

- Итак, дети, как вы думаете, помогли мы тетушке Азбуке?

Что мы сделали?

Где мы нашли букву «р»?

Какие звуки она обозначает?

А сейчас, давайте в прописях напишем заглавную и прописную букву «р» и отправим их тетушке Азбуке.

Воспитатель собирает листки с прописями буквы «р», дети снова садятся на волшебный ковер – самолет, говорят волшебные слова. На экране вновь мелькают картинки – сюжеты из сказок и играет песня «Когда прощаешься со сказкой, исполняют К. Орбакайте и Н. Басков. Дети машут «До свиданья».

 В ходе занятия актуализируются знания о сказках и сказочных героях, а так же о звуковых характеристиках,  умения составлять слова из слогов, находить заданную букву в слове, подбирать слова, содержащих заданную букву, печатать прописную и заглавную букву «р», вырабатываются такие  качества, как любознательность, познавательный интерес, память, логическое мышление.

В ходе занятия формируются такие универсальные учебные действия, как: регулятивные (организация своего рабочего места под руководством воспитателя, определение цели выполнения заданий на занятии под руководством воспитателя; познавательные: (ориентация в ранее полученных знаниях по теме, умение слушать и отвечать на вопросы); коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы воспитателя).

Ключевые компетенции, формирующиеся в ходе данного занятия:

- познавательная компетенция заключается в актуализации ранее полученных знаний, умение грамотно строить высказывания с использованием усвоенного материала по теме занятия.

- информационная компетенция заключается в умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию по теме занятия.  

- коммуникативная компетенция заключается в умение составлять описательные рассказы, умении общаться со сверстниками в организованной деятельности, умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать.

Список использованной литературы

  1. Дурова Н.В.  Обучение дошкольников грамоте.- М.: Школьная пресса, 2012.- 228  с.
  2. Емельянова О. Сборник загадок для детей.- М.: Алитейа, 2012.- 182 с.
  3. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.- М.: Вентана - Граф, 2010.- 236 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада

Данный материал посвящен знакомству детей со звуком ч и соответствующей печатной буквой Ч....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада "Звук Ш"

 Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить детей со звуком [Ш]  ,2. Учить характеризовать звук [Ш] по акустическим и артикуляционным признакам.3. Закреплять правильный графиче...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР

Конспект группового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада для детей с ТНР...