Статья на тему "Игрушка - дело серьезное!"
статья

Михайлова Екатерина Алексеевна

Что такое игрушка и антиигрушка? И как научить современного родителя выбрать правильную игрушку своему чаду, а того, в свою очередь, играть в нее? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrushka_-_delo_sereznoe.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игрушка – дело серьезное!»

«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли» А. Д. Синявский («Голос из хора»).

В этом отрывке чувствуется, какое громадное впечатление произвел на филолога Синявского научный текст известного этнографа, в трудах которого были упомянуты куклы. Именно традиционной игрушке любого народа отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков, народная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт старшего поколения младшему. Считалось, что детские игры могут вызвать счастливый брак, или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда.

Ежегодно в детские сады приходят новые дети, все они разные, со своими особенностями, возможностями и увлечениями. Но есть у современных малышей одна схожая тенденция – их все труднее удивить и заинтересовать. Зачастую, интересы дошкольников построены на вымышленных персонажах современных детских мультфильмов или компьютерных игр, столь распространенных и доступных в нынешнее время. Материальные ценности преобладают над нравственными, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало что понимают о материнстве. В чем же кроется причина таких изменений? И как научить современного родителя выбрать правильную игрушку своему чаду, а того, в свою очередь, играть в нее?

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Поэтому возможности игры, как деятельности, почти безграничны для использования в процессе воспитания детей. Наблюдая за игрой ребенка, начиная с момента его заинтересованности самим процессом, можно делать выводы о благополучии в развитии ребенка. Если ребенок играет неохотно, пассивно или действует слишком примитивно для своего возраста, взрослый может сделать вывод о том, что такому ребенку необходима помощь, он требует особого внимания. С помощью игры и игрушки можно оказывать корректирующее воздействие на детей. Любое обучение будет интереснее, а воспитание приятнее, если оно проходит в игровой форме.

Важно помнить, что игрушка – это культурное орудие, посредством которого можно задавать направление движения, передавать суть мироустроения. Игрушка - это тот же носитель информации для ребенка, что и газета, журнал или интернет для взрослого. Вот об этом очень важно задуматься взрослым, окружающим ребенка. Необходимо создать такую среду для наших детей, которая поможет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. И важнейшей частью этой среды является игрушка.

В наши дни оказалась прерванной многовековая цепь передачи «игровой» культуры из поколения в поколение. Необходимо спасать и возрождать традиционные игры. Серийная игрушка массового производства, порожденная современной индустрией продвижения мультфильмов, становится своеобразным носителем социальных и культурных норм и ценностей. Но по сути это антиигрушка, вытесняющая развивающую функцию игры и ее творческую составляющую. Игрушка же должна быть источником радости, оставляя возможность для домысливания и творчества. Пластмассовые трансформеры, куклы Барби, а также другие им подобные игрушки, наделенные энергией западных сообществ, окружая ребенка, программируют его с первых моментов, от начала игры, навязывая иное познание мира, вводя в другую культуру.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, состраданию и сорадости. В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание права ребенка на свое игровое пространство. Не лучше ли обратить внимание на игрушки милых знакомых по детским передачам персонажей, таких как Хрюша или Степашка, на игровые наборы, с помощью которых игрушку можно смастерить своими руками. А можно во время прогулки пособирать с ребенком природный материал, поискать среди маминых запасов кусочки тканей и лент, и сделать игрушку из подручного материала. Это огромное поле для фантазии. И если уж приобретать готовую игрушку для своего ребенка, то только ту, что не нанесет вред его психике, реалистичную, чтобы ребенок мог проводить аналогию с настоящими людьми или животными, не раздражающую своими неестественными резкими звуками или вызывающими красками. Для улицы пригодятся игрушки, помогающие в познании окружающего мира – всевозможные лопатки, лейки, грабли и т.д. Главное, чтобы игрушка оставляла простор для детского воображения, была открытой для превращений и перемены игровой функции.

Кукла – часть национальной культуры народа, через нее ребенок усваивает национальные традиции и уклад жизни. Каждая кукла является носителем определенной системы ценностей: играя с куклой определенного типа, ребенок усваивает ту систему ценностей, которая за ней стоит. «Мудрым никто не родился, а обучился. Обучай других, и сам обучишься» - русские народные пословицы.

Используемые источники: О природе куклы Ирина УВАРОВА-ДАНИЭЛЬ Авг 1, 2021; http://screenstage.ru/?p=15394; Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n2/42035_full.shtml [Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей - Психологическая наука и образование - 2011. Том. 16, № 2]; https://www.semya-rastet.ru/razd/igrushka_i_antiigrushka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Игрушки - это серьезно!"

Всем известно, что игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, развивать его воображение, внимание, память, сообразительность  и навыки мышления. Самостоятельная игра детей зависит от того...

Методические разработки по теме: "Игра-дело серьезное"

Методические разработки на тему совместного обучения детей и родителей "Игра-дело серьезное"...

Статья на тему "Игрушка в жизни ребёнка"

Консультация для родителей...

Статья на тему: Что делать, если ребенок боится темноты.

Многим родителям знакома такая ситуация: малыш уже уложен в постель, прочитана сказка на ночь, вроде бы пора ему спокойно засыпать, а он начинает капризничать: просит не уходить, не...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18 марта 2016 год (пятница) Тема: «Игра – дело серьезное!»

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   18 марта 2016 год (пятница)Тема: «Игра – дело серьезное!» (Подготовительная группа)...

Статья на тему: "Что делать, если ребенок боится публичных выступлений"

Статья на тему: "Что делать, если ребенок боиться публичных выступлений"...

Игрушка дело серьезное с подмосковным промыслом " богородская игрушка".

конспект нод по патриотическому воспитанию детей в средней группе детского сада....