Дидактические игры в изобразительной деятельности
статья (средняя группа)

Капутская Светлана Георгиевна

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fevral_2020.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал. 

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.

Дидактические игры по ИЗО позволяют развивать мышление, фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми и холодными цветами.  

Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Так, в процессе игры у детей формируется правильное отношение к тому, что их окружает, к явлениям повседневной жизни, природе, игры     углубляет знания ребёнка, что, конечно же, является умственным воспитанием. 

Детские дидактические игры развивают сенсорику, ведь чтобы полноценно познавать окружающий мир, ребёнок должен его ощущать и воспринимать. Дидактические игры заботятся о развитии речи детей. В игре ребёнок обогащает свой словарь,     учится правильно произносить звуки и целые слова, строить предложения, чётко выражать свои мысли.

  Любые игры становятся дидактическими, если их основными компонентами станут: дидактическая задача, правила и игровые действия.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность     состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают  определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.

Каждая дидактическая игра состоит  из познавательного содержания, игрового  задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют  действия (игровые), тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.  

            По характеру использования материала дидактические игры подразделяются на:

- предметные (это дидактические материалы и игрушки);

- настольно-печатные и логические игры;

- словесные игры.  

 Дидактическая игра,   характеризуется сочетанием наглядности, слова воспитателя и действий самих детей (с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д).

 Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям – все это составляет содержание умственного воспитания  

Дидактическая игра характеризуется большим разнообразием форм умственной и практической деятельности детей. Маленьким детям нужно обеспечить практические формы деятельности. Они должны иметь возможность постучать, поколотить, переставить, переложить предметы, разобрать предмет на составляющие его части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, требующим использования всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательно-моторного и осязательного.

Классификация дидактических игр. Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изодеятельности – это теоретические и практические. Теоретические игры в свою очередь делятся на:

  • игры,  направленные на развитие восприятия: «Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт»,«Отреставрируй картину»;
  • игры, направленные на знание искусствоведческих терминов: «Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»;
  • игры,  направленные на знание народных промыслов «Матрешкина одежка»;
  • игры на развитие эмоциональной сферы: «Зеркальце», «3медведя»;
  • игры,  направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов: «Чьи картины?».

Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной     координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.

Типы дидактических игр. Закончив с классификацией, хочется поговорить о самих играх. Среди используемых игр различают дидактические и развивающие. Дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания, закрепить навыки, в дидактических играх обязательно существуют правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую задачу (лото, домино). Развивающие игры не предполагают конкретных правил и алгоритма действий: ребенок выполняет задания по своему усмотрению. Развивающие игры, таким образом, обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируются зрительная память, внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны (дорисуй, найди ошибку, составь узор).

Распределение дидактических игр в соответствии с возрастом:

С 3-4 лет:  Теоретические игры — восприятие 15 игр, декоративно прикладное искусство 5 игр, искусствоведение 3 игры, эмоции 2 игры, творчество художников 1 игра. Практические игры — мелкая моторика 7 игр, прочее 3.

С 4 -5 лет: Теоретические игры — восприятие 5 игр, декоративно прикладное искусство 10игр, искусствоведение 5 игр,эмоции 3 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 3 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие 7 игр.

С 5 -6 лет: Теоретические игры — восприятие 2 игры, декоративно прикладное искусство 5, искусствоведение 7 игр, эмоции 3 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 3, внимание, воображение, память, цветовосприятие 10 игр, ребусы, кроссворды 3 сборника.

С 6 -7 лет: Теоретические игры — восприятие 2 игры, декоративно прикладное искусство 5игр, искусствоведение 5 игр, эмоции 4 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 2 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие 10 игр ребусы, кроссворды 5 сборников. Каждый учебный год детям предоставляется, примерно, 36 дидактических игр (по одной игре в неделю с последующим усложнением).

Рекомендации воспитателям:

1. Изучать новую литературу, с ее помощью создавать новые, интересные дидактические игры по изобразительной деятельности, накапливать их в группе, иметь 2-3 разных игры, имеющих 1 цель.

2. Создавать уголки самостоятельной творческой деятельности. Эстетически их оформить, так чтобы у детей появилось желание заниматься в этих уголках.

3. С детьми старших групп проводить дидактические игры соревновательного характера на прогулке с природным материалом. Выкладывание панно на тему («Цветы», «Морское дно», и.т.д.) из камней, ракушек, веточек, листвы. Все это развивает детское творчество, фантазию, желание творить.

4. Проводить тематические родительские собрания, на которых рассказать какую работу нужно проводить с ребенком дома, иметь дома уголок творчества и необходимый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в изобразительной деятельности

В презентации представлены дидактические игры позволяющие знакомить детей с цветом и цветовыми оттенками, разработанные И.А.Лыковой,  Г.С Швайко....

Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...

Конспект дидактической игры по изобразительной деятельности "Путешествие в страну Рисования"

Данная игра может быть использованна как развлечение для детей старшей и подготовительной группы...

Дидактические игры по изобразительной деятельности

В методическую копилку педагогам ДОУ...

Дидактическая игра по изобразительной деятельности "Укрась фигуру"

Цель игры: учить детей украшать предметы,развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. Игра состоит из набора заламинированных карточек, на которых изображены различные предметы. Дети мог...

Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Дидактические игры по изодеятельности.Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это о...