Игрушки для детей дошкольного возраста. Критерии выбора.
статья

Терехова Наталья Юрьевна

Игрушки для малышей - самый привлекательный, желанный, необходимый спутник детства. Незамысловатые пирамидки, сложные конструкторы, плюшевые мишки, зайцы, львы и тигры; ,куклы и машинки — приносят в жизнь ребенка новые впечатления, делают познание мира иньтересным и  радостным. дошколята, заходя и магазин игрушек, просят родителей купить им всё и сразу! Как  помочь родителям сделать правильный выбор? Как выбрать то, что нужно их ребенку для развития, для забавы, для игры?  В статье  рассказывается, по каким критериям рекомендовано подбирать игрушки, на что следует обратить внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игрушки  для детей дошкольного возраста. Критерии выбора.»

Игрушка – не только предмет для игры ребенка, но и важнейшая составляющая любой культуры; культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания; помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. А стало быть, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм.

Критерии выбора игрушек с точки зрения их функционального назначения

Функции игрушки

Рекомендуемые игрушки (игры, игровые пособия)

Освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми

Животные (мишки, зайчики, собачки)

Куклы  со всевозможной утварью

Наборы  для сюжетно-ролевых игр в доктора, парикмахера, магазин и т. д., с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка)

Транспортные  игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить)

Усвоение способов действия с предметами

Кубики

Конструкторы

 Пазлы

 Мозаики

 Лото

Домино

Развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости)

Мячи

 Обручи

 Скакалки

 Кегли

Кольцебросы

Критерии выбора  игрушек с точки зрения стимулирующих воздействий на ребенка

  1. Стимуляция активных действий. Игрушка  должна  вызывать желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки, выяснять свойства предметов).  Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка. Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью.

Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку.

  1. Поощрение самостоятельности. Игрушка должна быть опорой для самостоятельных    действий детей, должна помогать ощутить ребенку свою компетентность и автономность.

Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной — необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Наличие в игрушке не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия.

  1.  Развитие эмоционально-ценностных качеств. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность недопустимы.

Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью, с культурными традициями своего народа. Особенно богаты в этом отношении народные и авторские игрушки (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка).

Критерии выбора  игрушек с точки зрения эргономических характеристик самих игрушек

  1. Простота и доступность. Игрушка не должна содержать в себе  большое количество разных свойств и качеств, т.к. такое «разнообразие» дезориентирует малыша, он не знает, как действовать с игрушкой.

К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Гораздо полезнее в этом отношении  «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

  1.  Технические  качества. Прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, не должны изменять окраски и деформироваться. Кроме того, конструкции  игрушек должны соответствовать физиологическим особенностям детского организма — возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, должны быть  удобны в  использовании, учитывать степень утомляемости ребенка при игре.

Глоссарий

Критерий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Физические качества - социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность.

Самостоятельность -  не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить пути их решения.

Качество  предмета - внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом, тогда как свойство представляет собой одну из сторон качества; это признак, характеризующий что-нибудь, составляющий  отличительную особенность чего-нибудь.

Конец формы

Использованная литература:

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках»//Дошкольное образование.- 2005.- №4.- С. 98-108.

2. Абраменкова В., Тютюненко Н. Детские игрушки: вредные и полезные//сайт «Адалин», http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030150.shtml

3. Смирнова О. Как оценить их качество//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-С.68-73.

4. Смирнова О. Как выбирать игрушки//Мама и малыш.-2005.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Игрушки для детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет родителям правильно выбрать  детскую игрушку....

Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста?

Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста?  Развитие богатого эмоционально мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, к...

Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Значение ранней профориентации детей дошкольного возраста в выборе профессии

В статье рассматривается вопрос о роли профориентации детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии....

Изготовления новогодней игрушки для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: изготовить новогоднюю игрушку-сувенир.Задачи:Обучающая:научить детей выполнять новогоднюю игрушку-сувенир; Развивающая:развивать координацию рук и движений;Воспитательная:создать услов...

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии

На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии чел...