Консультация для родителей «Обучение дошкольников решению арифметических задач».
консультация

Кулакова Елена Юрьевна

Решение задач – это то, c чего в семье начинается математическое образование детей. Наша задача в том, что мы должны научить ребенка рассуждать, решая задачу, т. к. при рассуждении раскрывается смысл того арифметического действия, которые надо произвести с числовыми данными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx282.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Малоархангельского района «Детский сад общеразвивающего вида №1

Г. Малоархангельска»

Консультация для родителей

Тема: «Обучение дошкольников решению арифметических задач».

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=650x10000:format=png/path/s7740ddfca2aa283f/image/i0ab1ed51f136b4e5/version/1475773087/image.png

Подготовила воспитатель

Кулакова Е.Ю.

2022г.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она «приводит в порядок ум», формирует такие жизненно важные личностные качества как внимание, память, мышление 

Решение задач – это то, c чего в семье начинается математическое образование детей. Детям нравится решать задачи, они проявляют к ним большой интерес. Этому бы только радоваться, но многие родители допускают ошибку. На вопрос, что значит решить задачу, взрослые отвечают, не задумываясь – найти правильный ответ, сводя решение задач к элементарным вычислениям.

Наша задача в том, что мы должны научить ребенка рассуждать, решая задачу, т. к. при рассуждении раскрывается смысл того арифметического действия, которые надо произвести с числовыми данными.

Решение задач – это итог всей дошкольной математической подготовки детей.

Обучение решению задач можно разбить на 3 этапа.

1 этап. На этом этапе показывается, как практически составляются задачи:

1.        Дается образец составления задачи воспитателем

2.        Разбор задачи по частям. Дается понятие «условие» и «вопрос»

3.        Затем идет закрепление на 3-4 занятиях структуры задачи, причем каждый раз выделяя условие и вопрос.

Составлять задачи можно по действиям детей, по игрушкам, по картинкам. Анализировать каждую задачу, учить ее осмысливать, выделять каждый раз условие и вопрос, дать развернутый ответ к задаче. Для закрепления можно использовать работу в парах, в командах. Работая в паре, каждый ребенок получает возможность рассказать друг другу свою задачу и спросить об условии, вопросе и ответе. Когда дети научились составлять задачи, разбирать их по частям можно переходить к следующему этапу.

2 этап. Начинается формирование арифметического действия «сложение» и «вычитание». Учить детей записывать решение задачи при помощи цифр и знаков + - =. Учить понимать смысл задачи, почему именно нужно сложить или вычесть. Пользоваться математическими терминами сложение, вычитание, получится. На этом этапе разбиваем задачу как бы по схеме.

1.        Рассказываем условие

2.        О чем спрашивается в задаче?

3.        Как вы думаете, стало больше или меньше?

4.        Что нужно сделать, чтобы решить задачу (прибавить, вычесть)

5.        А теперь запишем решение на доске

6.        Кто прочитает вопрос

7.        Развернутый ответ к задаче

Очень важно научить детей формулировать арифметическое действие, чтобы они понимали, почему надо сложить или вычесть. Научить рассуждать, т. к.

во время рассуждения раскрывается смысл задачи.

3 этап. Разъяснение отличия задачи от загадки, пословицы, рассказа.

В задаче обязательно должно присутствовать не менее 2 чисел и обязательно содержаться вопрос. Учить детей анализировать, рассуждать так:

1.        Есть ли в задаче числа?

2.        Сколько чисел?

3.        Есть ли вопрос в задаче?

Например: Бабушка пришила 5 пуговиц, а потом остальные.

Сколько пуговиц пришила бабушка?

Катя сделала 4 елочные игрушки, а Наташа 2 игрушки.

Ах, какие красивые игрушки!

2 кольца, 2 конца

Посередине гвоздик.

После того как дети научились решать, составлять и различать задачи предлагаются задачи посложнее.

1.        Больше на…

2.        Меньше на…

3.        Обратные задачи

4.        Логические задачи

5.        Задачи- шутки

6.        С косвенным условием.

Например:

На ветке сидело 5 птиц, через некоторое время их стало на 2 больше. Сколько стало птиц на ветке?

Игорю 7 лет, а его братику на 2 года меньше. Сколько лет братику?

В большую лодку сели 7 детей, а маленькую 3 ребенка. Сколько детей в двух лодках.

Обратная к ней задача:

10 детей разместилось в 2 лодках. Несколько детей село в большую лодку, а 3 ребенка в маленькую лодку. Сколько детей село в большую лодку?

Задачи – шутки:

Сколько орехов в пустом кармане?

Может ли дождь идти 2 дня подряд?

Задача с косвенным условием:

В парке 9 голубых скамеек. Их на 1 меньше, чем белых. Сколько белых скамеек в парке?

В баке было 7 литров воды. Когда налили еще воды там стало 10 литров. Сколько воды налили в бак?

Занимательные задачи:

В квартире 3 комнаты, из одной сделали 2. Сколько стало комнат в квартире? Шли семь братьев у каждого по одной сестре. Сколько шло человек?

Боря гостил в деревне неделю, и еще 3 дня. Сколько дней он гостил в деревне?

Дети очень любят занимательные и логические задачи. Занимательный материал развивает у детей самостоятельность, творческую фантазию, нестандартное мышление.

Важно! После решения каждой задачи спросить у детей толкование решения, ход рассуждения, учить отстаивать свое решение, мыслить в слух.

Рекомендации по решению задач:

1.        Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно – это помогает лучше понять их различие, выбрать необходимое действие.

2.        При решении задач необходимо выбирать числа в пределах 10 и вторым слагаемым должна быть сначала 1. При обучении вычислительным приемам начинаем с присчитывания или отсчитывания 1 (единицы). Когда дети хорошо освоят составные числа из единиц, то в качестве слагаемого можно брать 2, 3 …

3.        Применять разные приемы при решении задач. Можно устроить игру, предложить составить трудную задачу, работать в паре, устраивать смотры математических знаний, КВН, турниры смекалистых и другие.

В таких играх и выясняется, научились ли дети составлять задачи, решать, рассуждать, оценивать свои знания и знания товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Доклад на тему: "Обучение дошкольников решению арифметических задач"

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

laquo;…За арифметикой, в особенности за арифметическими задачами, всегда признавалась и другая исключительная роль в обучении, а именно развитие сообразительности, смекалки» А.И.Ма...

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

Арифметическая задача – математическое задание, в котором отражена определённая жизненная ситуация имеются связанные с нею данные (2 и более) числа и искомое число, которое требуется найти, но н...

Консультация для педагогов «Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Методы и личный опыт.»

В консультации рассказывается о видах простых арифметических задач, используемых в обучение дошкольников; показаны основные этапы в обучение составления и решения арифметических задач....