Лексическая тема "Животный мир морей и океанов"
материал (подготовительная группа)

Земченкова Елена Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir_morey_i_okeanov.docx69.58 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Животный мир морей и океанов»

http://logoped.kalinka5.edusite.ru/images/more09.jpg

Новая лексика

Существительные:

морская звезда,  медуза,  морской конёк,  морской котик,  кит,   тюлень,  акула,   скат,  дельфин,   кораллы,   краб,  рифы, хвост,   плавники,   колючки;   названия   речных,   морских   и озёрных рыб.

Глаголы:

плавать,   нырять,   питаться,   нападать,   охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

Прилагательные:

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

 

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   словообразование;   учить   подбору родственных слов.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

Например:

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цель:  развивать   слуховое   внимание,   слуховую   память, логическое мышление.

Ход   игры.  Воспитатель   произносит   ряд   слов.   Ребёнок запоминает слова,  повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Например:

Скат,   водоросли,   акула,   морской   конёк.  —Лишнее   слово «водоросли»,   потому   что   оно   называет   растение,   а   все остальные слова — названия морских животных.

 

Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Игра проводится с мячом по  кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один скат, два ската, три ската... десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затем   воспитатель   усложняет   задание,   предложив   детям считать, кого нет.

Например:

Нет одной акулы, нет двух акул...

Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».

Например:

Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

 

Игра «Составь слово из слогов».

Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать  навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались  только слоги.  Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Например:

ДУ-ЗА-МЕ — медуза

КУ-А-ЛА — акула

БА-РЫ — рыба

ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень

ФИН-ДЕЛЬ — дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха

 

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание, формировать   грамматический   строй   речи,   учить   правильному употреблению   существительных   в   творительном   падеже единственного   числа   с   предлогом  «за»,  совершенствовать навык чтения,  закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать   словарь   по   теме   «Животный   мир   морей   и океанов».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку   и   ответить   на   вопрос   «Какие   буквы   спрятались?» Ребёнок  называет   буквы,   которые   спрятались   за   морскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, которое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затем   воспитатель   просит   детей   угадать,   какое   слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

В   конце   игры   воспитатель   просит   детей   нарисовать животных,   названия   которых   они   прочитали,   и   составить   их звуковые схемы (под нарисованными картинками).

 

 

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морской   конёк   живёт   у   берега   среди   морской   травы.

Зацепится за травинку хвостом и качается:  взад-вперёд,  взад- вперёд, вместе с прибоем.

Как  осветит  солнце морскую  траву,   станет   она  зелёная,  и морской   конёк   станет   зелёным.  Солнце   зайдёт,   травы   будут коричневые,  и  конёк сделается  коричневым.  Ни  за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

                                                                                                                                  По Г. Снегирёву

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

 

Г. Снегирёв

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Обитатели морей и океанов"

Методические рекомендации для родителей по лексической теме "Обитатели морей и океанов" в старшем дошкольном возрасте...

Рекомендации для закрепления детьми дома лексической темы "Жители морей и океанов и рек"

Данный материал составлен в помощь педагогам и родителям детей, посещающих логопедическую группу для закрепления дома пройденной лексической темы. Содержит упражнения на развитие мелкой моторики и для...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».

Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление  умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...

Презентация по лексической теме "Обитатели морей и океанов"

Рекомендации для домашних занятий   Новая лексикаСуществительные:морская звезда,  медуза,  морской конёк,  морской котик,  кит,...