Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду
консультация

Никифорова Оксана Юрьевна

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. 
В.А. Сухомлинский. 


             Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. 
Задачи музыкального воспитания. 
              Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. 
Основными задачами музыкального воспитания можно считать: 
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; 
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. 
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. 
       В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. 
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. 
    Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 
      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. 
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется база детских музыкальных инструментов. Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки. 
Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. 
         Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, и добавляем другие игрушки. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и колокольчики. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют кубиками, звенят колокольчиками.

        В средней группе знакомим с новым инструментом – металлофоном. Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенку на инструменте нужно передать ритмический рисунок своего имени, с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

      В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях.

     В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obucheniya_detey_igre_na_muz._instr.docx19.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду».

подготовила музыкальный руководитель

Никифорова Оксана Юрьевна


Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. 
В.А. Сухомлинский. 


            Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. 
Задачи музыкального воспитания. 
             Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. 
Основными задачами музыкального воспитания можно считать: 
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; 
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. 
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. 
      В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. 
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. 
   Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 
     Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. 
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется база детских музыкальных инструментов. Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки. 
Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. 
        Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, и добавляем другие игрушки. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и колокольчики. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют кубиками, звенят колокольчиками.

        В средней группе знакомим с новым инструментом – металлофоном. Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенку на инструменте нужно передать ритмический рисунок своего имени, с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

      В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях.

     В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Я считаю что, при проведении  музыкальных занятий, необходимо  уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельнос...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

В данном материале рассказывается о том, как проходит работа над освоением игры  на музыкальных инструментах в детском саду и использование их в детском шумовом оркестре...

Методическая разработка "Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду".

      Почему  мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкаль...

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду....

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Одна из самых актуальных и больших проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим по...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду (младшая группа).

Методическая и практическая помощь , в работе с дошкольниками ,при игре на музыкальных инструментах....

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.Методическая разработка....