"История игрушек"
консультация

Петриченко Любовь Петровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_raznyh_stranah_est_nemalo_muzeev_igrushek.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

В разных странах есть немало музеев игрушек, есть они и в России – в Сергиевом Посаде находится музей игрушки, существует даже музей уникальных кукол.
В целом русская игрушка была очень долго привержена традициям. В 1899 году были произведены раскопки рязанских курганов XII века. Современники князя Игоря забавлялись глиняными свистульками, «очень напоминавшими нынешнего петушка. В шейке находится отверстие, в которое дуют; по обе стороны спинки и сзади хвоста – пять круглых дырочек, предназначенных для изменения высоты звука». В 90-х годах, при земляных работах в московском Кремле, были найдены глиняные игрушки  XVII
 века – обломок куклы, фигурка медведя и, конечно же, свистулька, изображающая птицу.  

Исторические данные позволяют отнести начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде к первым десятилетиям XVI века. Но сами посадские рассказывают легенду, в которой дедовское и отцовское ремесло объявлялось куда более древним. Предание поминало имя Сергия Радонежского. Преподобный Сергий, «ангелам собеседник и светильник многосветный российской земли», в монашеском уединении полюбил вырезать игрушки и одарять ими крестьянских детей. Так хотелось думать мастерам, верившим в благословение чудотворца на своем тихом и мирном труде.

     Вернуться домой, не привезя детям игрушки от «Троице-Сергия», считалось чуть ли не грешным делом. Богомольцы разносили сергиевские поделки по всем уголкам России. К концу XIX века в посаде и слободах занимались игрушечным делом свыше 5550 дворов. В год они вырезали игрушек на 400 тысяч рублей. Сергиевские фигурки были известны и за границей. Лучшим материалом у сергиевских мастеров считались липа, ольха, осина и береза. Заготовленные летом чурки оставляли сушиться и брали в работу только через два года. Одну лишь осину предпочитали резать распаренной. Сырые чурки клали в протопленную печь на несколько часов – вот и вся подготовка. Или же мастер первым делом «зарубал» будущую игрушку, укладывал заготовку в горшок, плотно закрывал крышкой и ставил в жар. «Зарубание» заключалось в том, чтобы вчерне вырезать контур игрушки. Наконец мастер обматывал колено толстой тряпкой или куском кожи, упирал в него подготовленный чурок и брался за нож из мягкой стали с острым концом.

     Расписывали игрушки чаще всего клеевыми красками, но фигурки подороже покрывали акварельными, масляными и эмалевыми.

     Из расписных игрушек не было ярче и веселее троице-сергиевских «дур», как их называли сами мастера. «Дуры» были ходовым и дешевым товаром, поэтому одежды их грубы и неправдоподобны – неимоверной величины шляпы, тюрбаны, цветы, перья, громадные гребни в фантастических прическах, кричащие платья и при всём этом чопорные, надутые манеры. Под стать «дурам» - натянутые, франтовые гусары, с подзорной трубой в изогнутой «кренделем» руке и высоченных сапогах. Куда с большим старанием игрушечники делали «барынь» - полную противоположность «дурам» и по цене, и по благородству осанки.

     Столь же часто сергиевские резчики мастерили «кормилиц». Всегда дородные и богато одетые кормилицы прижимают к пышной груди господского младенца, а за её юбки держится ребенок постарше. Чтобы показать, что и это «дите» барское, игрушечник, не задумываясь, надевал на него дворянскую или военную фуражку с кокардой.

     «Игрушка – зеркало жизни», - говорил основатель первого в России и одного из первых в Европе музее игрушки Николай Дмитриевич Бартрам. Среди первых поступлений Музея игрушки одно собрание обладало наибольшей притягательностью – это «коллекция игрушек царских детей». Она сформировалась из произведений, собранных Бартрамом на протяжении 1920-х годов из бывших царских дворов: Екатерининского и Александровского в Царском селе, Аничкова и Таврического в Санкт-Петербурге, Гатчинского, Большого Ливадийского. Почти на всех предметах памятки – специальные ярлыки с указанием того или иного источника поступления, как, например, «Александровский дворец. Учебная комната младших княжон», «Александровский дворец. Половина наследника. Игральня». Известно, что девочки жили в комнатах по двое: Ольга с Татьяной, Мария с Анастасией. У цесаревича были отдельные комнаты. Главной в детских была не отделка, а обстановка: большую часть помещений занимали учебные столы с индивидуальными учебниками, библиотечные шкафы с личными книгами, наглядные пособия, карты, глобусы, музыкальные инструменты, а также гимнастические снаряды, в игральной наследника было множество игрушек.

     Все экспонаты этой коллекции (а их более 500) рассказывают о воспитании детей в царских семьях. Девочки непременно получали в подарок куклы с фарфоровыми головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы – кукольное производство в России ещё только зарождалось. Такие куклы, как «Украинка», «Осетинка», «Боярыня», были достаточно дороги, и играть в них дозволялось лишь по праздникам. В остальное время княжны играли более простыми игрушками.

     Для кукол шилась чудесная одежда и белье, изготавливалась мебель, фарфоровые сервизы, строились кукольные домики, которые, впрочем, не получили широкого распространения в России.

     Мальчиков воспитывали иначе. Их готовили к военной карьере и к управлению государством. Наиболее распространенными были лошадки-качалки, луки и стрелы, маленькие пушки, предметы для спортивных игр. У всех царских отпрысков были целые армии оловянных и деревянных солдатиков.

     Но не только военная игрушка была уделом царских забав. В дворцовых детских комнатах находились также спортивные игры и игрушки, развивающие силу и ловкость: английский комплекс для игры в индейцев с входящими в него вигвамом, пирогой, луками и томагавками.

     Немаловажное значение придавалось и обучению посредством игры и игрушки, о чём свидетельствуют всевозможные лото, кубики, настольно-печатные игры.

     В какое бы время ни жили дети, они все и всегда любили игрушки. Даже в самых бедных крестьянских семьях дети имели игрушки. Правда, их было мало, и играть в них было некогда. К восьми-девяти годам дети становились настоящими помощниками в доме. Игрушками для них часто было то, что можно было найти в природе: бусы, браслеты из ярких ягод рябины, калины, венки из цветов, найденные на берегу реки или озера камушки и ракушки, шишки, желуди, каштаны. Шли на игрушки и всевозможные листья, тростник, цветы. Из глины и песка сооружали дома, рыли пещеры. Зимой игрушками были ледяные сосульки, снеговики или просто снежки. Куколок делали из соломы: обвязывали тряпочкой голову, пеленали туловище вместе с ручками и укачивали в подвесной люлечке или на руках. В небогатых дворянских семьях игрушек было тоже не очень много.

     По древней русской традиции игрушки делали, в основном, из дерева. Из дерева вырезали петушков, разных зверюшек, сказочных героев. В дворянских семьях у детей были тоже деревянные игрушки6 у мальчиков – деревянные лошадки ростом с ребенка, кареты на колесах, сабли, шпаги, кинжалы. У девочек было по нескольку кукол с красивыми нарядами, которые они складывали в деревянные сундучки. Куклы были деревянные, тряпичные с мягкой головкой и фарфоровыми личиками. Были игрушки из фарфора, но они служили больше для украшения, чем для игры. Это были фигурки зверюшек, пастухов и пастушек, цыганок, балерин.

     Мягких игрушек из пушистого меха, плюша в начале XX века не было. Были мягкие игрушки-самоделки: зайчики, кошки, собачки из тряпочек и пакли. Глазками были бусинки или пуговки, а носик был деревянный.

     Одной из любимых игрушек в то время был мяч. Конечно, такого разнообразия мячей, как сейчас, в начале XX века не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком.

     У тех ребят, чьё детство прошло во время Великой Отечественной войны, игрушек практически не было – не до того было. После войны дети сами мастерили себе игрушки. Мальчики выстругивали из дерева ножи, сабли, кинжалы, из старых газет вырезали солдатиков и играли в войну. Если враг, то закрашивали углем бумагу в черный цвет, если свой, то оставляли неокрашенной. Черный солдатик – немец, а белый – русский.

     После войны жизнь постепенно налаживалась. Дошли руки и до детских игрушек. В 1960-е годы фабрики детских игрушек выпустили целое море разных игрушек. Построили магазины игрушек, открыли отделы игрушек в детских магазинах. Впрочем, всё это было лишь в городах – в деревнях по-прежнему играли тем, что найдешь под ногами или смастеришь.  

     В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только теперь видов таких игрушек стало гораздо больше: пирамидки с детальками в виде колечек, ромбиков, любимые детьми красочные матрешки, мебель для кукол, замечательные конструкторы. В 1960-е годы многие дети считали конструктор своей любимой игрушкой. Их многих ребят получились потом прекрасные инженеры. Также в это время появилось много игрушек из легких металлов, из пластмассы, из мягкой и уплотненной резины и мягких игрушек из меха, бархата, плюша.

    https://pics.livejournal.com/kraevushka/pic/00121bf7                  

 https://pics.livejournal.com/kraevushka/pic/00122qck                      

 https://pics.livejournal.com/kraevushka/pic/00123kzd

Литература:

Беленький А. Мои сверстники рассказывают о своих игрушках (конец XIX – XX в.) //Преподавание истории в школе. – 2002. - №1.
Греков А. Куклой воспитать княжон. Игрушки царских детей //Родина. – 2000. - №12.
Шацков В.С. Жизнь замечательных детей. Очерки по истории мировой игрушки – М.: Прометей, 1990. – 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История игрушек"

В презентации рассказывается об этапах развития игрушки....

История игрушек.

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы. Всех героев исполняли дети....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей "История игрушек"

Данный образовательный маршрут разработан для организации совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях. Может использоваться родителями в полном объеме  или частично, на основе д...

Презентация "История игрушек"

Презентация для дошкольников. на 12 слайдах. Рассказывает об истории создания игрушек. Автор Пухова О.А. воспитатель МБДОУ 158 г.Иваново...

Комплексно - тематическое планирование по теме "История игрушек" в подготовительной группе

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе....