Комплекс артикуляционных упражнений
учебно-методический материал

Полякова Анастасия Вячеславовна

Артикуляционные упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»

Для того, чтобы правильно произносить различные звуки нужна хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата. 
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Эта гимнастика рекомендуется: 
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи;
- для профилактики речевых нарушений.
Она проводится на логопедических занятиях, на уроках развития речи и во внеурочное время. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше ее проводить перед завтраком в течение трех – пяти минут.

Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/artlygush1.jpg

Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек.
Жил веселый лягушонок-
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!

Упражнение «Заборчик»

Артикуляционная гимнастикаЗубки ровно ты смыкаешь

И заборчик получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.

Улыбаться широко
Очень просто и легко.
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал;
Чтоб комарика достать,
Должен он подвижным стать.

Упражнение «Иголочка»

Артикуляционная гимнастика

Открой рот. 
Язык высунь далеко вперед.
Напрягай мышцы языка и делай его узким.
Удерживай « иголочку», считая от одного до пяти.

 Упражнение «Часики»

Артикуляционная гимнастика

Открой рот
Покажи узкий язык.
Двигай язык попеременно
То в левый, то в правый угол рта.
 

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунуть изо рта, боковые
Края и кончик языка поднять,
Среднюю часть спинки языка 
опустить, пригнуть книзу.

На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким кончиком языка облизать 
сначала верхнюю, а затем нижнюю
губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслаждением:
«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья-
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!

Артикуляционная сказка «Зима»

Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Артикуляционная гимнастика Зима 

«Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни почему?

Зрительная гимнастика для детей

Тема: «Овощи фрукты»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Ослик.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева - свекла, 
справа - брюква, 
Слева - тыква, справа - клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва. 
Закружилась голова, 
Кружится в глазах листва, 
Зыбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег.
И.Лопухина


Дети вытягивают вперед
указатель¬ный палец правой руки, 
свободно перемещают его и следят глазами .
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз. 
Движения глазами влево-вправо.

Посмотреть вниз. Посмотреть вверх .
Круговые движения глазами.
Закрыть глаза.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum1.jpg

Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий, 
Там редиска, там салат.
Наша грядка просто клад.
В.Волина


Круговые движения глазами.
Посмотреть вниз .
Влево - вправо .

Поморгать глазами.

 

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum2.jpg

Тема: «Грибы». Опята

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!
Шляпки грибов, как монетки горят, 
От шляпок рябит в глазах у ребят.


Движения глазами влево-вправо .
Дети смотрят вдаль .
Часто поморгать глазками.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum3.jpg

Тема: «Ягоды»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

По ягоды.
Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем,
Отдохнем и потом домой пойдем

Движения глазами влево-вправо.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се¬кунд, 
повторить 6-8 раз.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum4.jpg

Тема: «Животные»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Однажды в лесу.
Как-то осенью в лесу 
висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела 
и тихонечко висела.
Лось сказал, что низко,
А зайчонок - высоко, 
Белочка, сказала - близко, 
А ежонок - далеко.


Смотреть на указательный палец 
вытянутой руки.
Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх .

Движения глазами на кончик носа.
Движения глазами вдаль.

 

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum5.jpg

Тема: «Осень»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Осенний лес.
Вот стоит осенний лес! 
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб,
Дятел сверху, тук да тук. 
Глазки ты закрой-открой 
И скорей бегом домой!


Круговые движения глазами .
Движения глазами влево - вправо.
Движения глазами вверх - вниз.
Движения глазами по тексту.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum6.jpg

Тема: «Осень»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Осень.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих ря¬бин.
А.Толстой


Дети выполняют движения глазами
вверх-вниз.
Круговые движения глазами влево и вправо.
Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum7.jpg

Тема: «Зима»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Снег-снежок.
Снег-снежок, снег-снежок 
По дорожке стелется. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Белая метелица. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Замело дорожки. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Тает на ладошке.



Частое моргание глазами .
Движения глазами влево - вправо .
Частое моргание глазами.
Круговые движения глазами .
Частое моргание глазами .
Посмотреть вдаль .
Частое моргание глазами .
Посмотреть на ладошку.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum8.jpg

Тема: «Весна»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Весна, весна!
Пришла весна! 
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке 
С поднятой гордо головой 
Расцвел подснежник голубой.
В. Ковалько


Потереть ладошки друг о друга
И прикрыть ими сомкнутые глазки .
Широко открыть глаза.
Поморгать глазками.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum9.jpg

Тема: «Насекомые»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Две бабочки.
Две бабочки летели
Друг на друга посмотрели,
И к цветочку вместе полетели.


Быстро моргать глазками.
Посмотреть на кончик носа.
Движения глазами влево-вправо.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum10.jpg

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастики для ежедневного проведения:
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»

Для того, чтобы правильно произносить различные звуки нужна хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата. 
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Эта гимнастика рекомендуется: 
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи;
- для профилактики речевых нарушений.
Она проводится на логопедических занятиях, на уроках развития речи и во внеурочное время. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше ее проводить перед завтраком в течение трех – пяти минут.

Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/artlygush1.jpg

Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек.
Жил веселый лягушонок-
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!

Упражнение «Заборчик»

Артикуляционная гимнастикаЗубки ровно ты смыкаешь

И заборчик получаешь.
А сейчас раздвинешь губы
И увидишь свои зубы.

Улыбаться широко
Очень просто и легко.
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал;
Чтоб комарика достать,
Должен он подвижным стать.

Упражнение «Иголочка»

Артикуляционная гимнастика

Открой рот. 
Язык высунь далеко вперед.
Напрягай мышцы языка и делай его узким.
Удерживай « иголочку», считая от одного до пяти.

 Упражнение «Часики»

Артикуляционная гимнастика

Открой рот
Покажи узкий язык.
Двигай язык попеременно
То в левый, то в правый угол рта.
 

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунуть изо рта, боковые
Края и кончик языка поднять,
Среднюю часть спинки языка 
опустить, пригнуть книзу.

На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким кончиком языка облизать 
сначала верхнюю, а затем нижнюю
губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслаждением:
«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья-
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!

Артикуляционная сказка «Зима»

Характерными особенностями детей – логопатов является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Артикуляционная гимнастика Зима 

«Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

1.Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2.Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.Язычок прыгает через зубы, как снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Похлопай язычком – лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
7. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается. (6 раз)
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни почему?

Зрительная гимнастика для детей

Тема: «Овощи фрукты»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Ослик.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева - свекла, 
справа - брюква, 
Слева - тыква, справа - клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва. 
Закружилась голова, 
Кружится в глазах листва, 
Зыбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег.
И.Лопухина


Дети вытягивают вперед
указатель¬ный палец правой руки, 
свободно перемещают его и следят глазами .
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз. 
Движения глазами влево-вправо.

Посмотреть вниз. Посмотреть вверх .
Круговые движения глазами.
Закрыть глаза.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum1.jpg

Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий, 
Там редиска, там салат.
Наша грядка просто клад.
В.Волина


Круговые движения глазами.
Посмотреть вниз .
Влево - вправо .

Поморгать глазами.

 

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum2.jpg

Тема: «Грибы». Опята

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!
Шляпки грибов, как монетки горят, 
От шляпок рябит в глазах у ребят.


Движения глазами влево-вправо .
Дети смотрят вдаль .
Часто поморгать глазками.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum3.jpg

Тема: «Ягоды»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

По ягоды.
Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем,
Отдохнем и потом домой пойдем

Движения глазами влево-вправо.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се¬кунд, 
повторить 6-8 раз.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum4.jpg

Тема: «Животные»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Однажды в лесу.
Как-то осенью в лесу 
висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела 
и тихонечко висела.
Лось сказал, что низко,
А зайчонок - высоко, 
Белочка, сказала - близко, 
А ежонок - далеко.


Смотреть на указательный палец 
вытянутой руки.
Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх .

Движения глазами на кончик носа.
Движения глазами вдаль.

 

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum5.jpg

Тема: «Осень»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Осенний лес.
Вот стоит осенний лес! 
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб,
Дятел сверху, тук да тук. 
Глазки ты закрой-открой 
И скорей бегом домой!


Круговые движения глазами .
Движения глазами влево - вправо.
Движения глазами вверх - вниз.
Движения глазами по тексту.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum6.jpg

Тема: «Осень»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Осень.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих ря¬бин.
А.Толстой


Дети выполняют движения глазами
вверх-вниз.
Круговые движения глазами влево и вправо.
Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum7.jpg

Тема: «Зима»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Снег-снежок.
Снег-снежок, снег-снежок 
По дорожке стелется. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Белая метелица. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Замело дорожки. 
Снег-снежок, снег-снежок, 
Тает на ладошке.



Частое моргание глазами .
Движения глазами влево - вправо .
Частое моргание глазами.
Круговые движения глазами .
Частое моргание глазами .
Посмотреть вдаль .
Частое моргание глазами .
Посмотреть на ладошку.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum8.jpg

Тема: «Весна»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Весна, весна!
Пришла весна! 
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке 
С поднятой гордо головой 
Расцвел подснежник голубой.
В. Ковалько


Потереть ладошки друг о друга
И прикрыть ими сомкнутые глазки .
Широко открыть глаза.
Поморгать глазками.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum9.jpg

Тема: «Насекомые»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Две бабочки.
Две бабочки летели
Друг на друга посмотрели,
И к цветочку вместе полетели.


Быстро моргать глазками.
Посмотреть на кончик носа.
Движения глазами влево-вправо.

http://www.kindergenii.ru/images/formetodiki/zrgum10.jpg

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастики для ежедневного проведения:
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...