Развитие речи в новогодние каникулы – отдыхайте с пользой!
консультация

Ланина Светлана Геннадьевна

         Развитие речи в новогодние каникулы! Это предложение может вызвать у Вас тревогу. Что, опять заниматься? Праздники — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью согласна. С другой стороны, чтение, общение и речь — непрерывные процессы, поэтому нельзя «выключить» их из практики, если мы хотим, чтобы дети продолжали делать успехи в этой сфере. А такая вещь, как автоматизация звуков, вообще не должна прерываться, иначе возможны откаты назад.

Хорошая новость для «ленивых» мам: развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным.

Я хотела поделиться идеями, как быстро и с удовольствием развивать речь детей, практиковаться в чтении, произношении «трудных» звуков — и все это без отрыва от новогодних  развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_novogodnie_kanikuly.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   учитель-логопед Ланина С.Г.

    Развитие речи в новогодние каникулы – отдыхайте с пользой!

Развитие речи в новогодние каникулы! Это предложение может вызвать у Вас тревогу. Что, опять заниматься? Праздники — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью согласна. С другой стороны, чтение, общение и речь — непрерывные процессы, поэтому нельзя «выключить» их из практики, если мы хотим, чтобы дети продолжали делать успехи в этой сфере. А такая вещь, как автоматизация звуков, вообще не должна прерываться, иначе возможны откаты назад.

Хорошая новость для «ленивых» мам: развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным.

Я хотела поделиться идеями, как быстро и с удовольствием развивать речь детей, практиковаться в чтении, произношении «трудных» звуков — и все это без отрыва от новогодних  развлечений.

1. В машине

Большинство знакомо хотя бы с некоторыми версиями игры в слова, когда нужно по очереди говорить, например, названия животных или еды, которые начинаются с определенной буквы. Для развития фонематического (речевого) слуха и для автоматизации звуков, которые ребенок недавно научился правильно говорить, можно упростить правила, и просто называть как можно больше слов на нужный звук. Например: [С] — санки, снег, синица, снежинка  и т.д. Можно, наоборот, припомнить всех животных (мебели, одежды и т.п.), в названии которых есть нужный звук в любой позиции: [С] — собака, слон, слоненок, лиса. Еще интересный вариант для «продвинутых»: первый называет слово, второй — добавляет к нему слово, чтобы получилось предложение, и так далее по очереди, пока не иссякнет фантазия. Например: санки — санки катятся — санки катятся по скамейке — синие санки катятся по скамейке —Сонины синие санки катятся по скамейке – Сонины синие санки катятся по скользкой скамейке в высокий сугроб.

Детей особенно веселят такие нелепицы. А еще эта игра очень хорошо тренирует память!

2. Надписи на снегу

Прутик и снег — универсальные вещи. Много возможностей для спонтанного творчества. Например, Вы можете создать вместе с детьми свои собственные игры в классики, где на каждый прыжок нужно назвать какое-то слово — в клеточке пишем слова или рисуем символы. Или можно сделать большую  игру-ходилку со словами, в произношении которых ребенку нужно попрактиковаться. Это могут быть слова с «трудным» звуком или слова из какой-то лексической темы, например, детеныши животных. Главное, задействована крупная моторика — а значит, запоминание и автоматизация звуков идут эффективнее!

3.     Фотоохота

Дома или на улице фотографируйте как можно больше вещей, название которых начинается на заданный звук (или он может быть в любой другой позиции в названии). Выигрывает тот, у кого картинок больше (соревноваться могут дети между собой, с мамой, с папой). Конечно, для того, чтобы получить приз, нужно четко сказать каждое слово!

4.     Пластилиновые загадки

Запишите слова или нарисуйте символы на фантах. Участники тянут фанты с загаданным предметом, а потом лепят его из пластилина. Другие игроки должны угадать, что было загадано. Для дополнительных очков нужно не просто произнести название предмета, а составить с ним предложение.

5. На детской площадке и в новогоднем городке

На детской площадке хорошо удается как вызывать новые звуки или звукоподражания у ребенка, так и автоматизировать (вводить в речь) звук, который ребенок вот-вот научился говорить.  Мало того, это самая лучшая автоматизация — т.к. она не «оторвана от жизни». Как это сделать? Например, на горке. Можно вызывать или автоматизировать звук [Ш] (или любой другой) протягивая их во время катания: «шшшш». Или в обратных слогах: пока едем на горке, тянем гласный: «о-о-о!», как только ноги коснулись земли, произносим нужный согласный: «шшшш!» — получилось «о-о-ош». С горки можно катать разные игрушки, у каждой игрушки будет свое «спецзадание» — произнесение своего слога  с нужным звуком (шшша! шшшу! и т.д.).  Для вызывания автоматизации [Р] идеально подходят карусели, штурвалы, «рули». Качели — еще один кладезь автоматизации — любые слоги можно говорить на одно качание качелей. А также на качелях очень хорошо запоминаются стихи. В общем, если Вы творческая личность,  то можете тренировать почти любые звуки в любом месте, особенно на детской площадке.

6. Комочки

Напишите (нарисуйте символы) на бумаге слова, в произнесении которых ребенку нужно попрактиковаться. Например, это могут быть слова с «трудным» звуком или со сложной слоговой структурой. Обозначьте черточками количество слогов в этом слове (например: собака -).Напишите количество слогов в слове под этим словом. Потом скомкайте каждый лист бумаги в шар. Сын или дочка выбирают шарик, говорят слово (можно еще прохлопать слоги при этом!) и бросают шарик в ведерко. Если в слове было три слога, они получают три очка, если один слог — одно очко и т.д. 

7. Прятки с фонариком

Созрели для приключений? Следствие ведут знатоки! Прятать и находить в темноте, да еще с фонариком — дети будут просить Вас повторить игру снова и снова. Вечером, когда стемнеет, напишите слова на листочках (хорошо, когда один взрослый делает эту часть, в то время, как Вы даете инструкции). Если дети еще не умеют читать, проще будет разложить по квартире  карточки с рисунками. Добавьте стрелки — направление движения. Вручите детям фонарики — и вперед, на поиски слов! Как только найдешь слово, нужно громко произнести его.

8. Уютный вечер с книжкой

Выберите книгу с большим количеством иллюстраций, которая будет интересна Вашим детям. Помогите им найти картинки или слова (если они уже умеют читать), которые начинаются с прорабатываемого звука. Не пытайтесь непременно добиться от ребенка повторения слова. Он может просто послушать, как вы четко произносите слово, акцентируя нужный звук, а может сказать его вслед за Вами или самостоятельно. В любом случае польза будет. Пусть целью будет не повторение слов, а уютное и теплое общение близких людей — тогда все пойдет правильно!

9. На ходу

Получайте удовольствие от общения с ребенком по пути в магазин, в маршрутном такси и даже в очереди. Называйте все предметы, которые видите вокруг, определенного цвета, формы или размера. В домашней обстановке играйте в слова с мячом — по очереди называйте, например, овощи или фрукты. Во всех играх и занятиях не забывайте называть действия — свои и ребенка: я катаюсь,  съезжаю, кручусь, качаюсь, прыгаю, бегу, стою, рисую, бросаю и ты катаешься,  съезжаешь и т.д. Завершили действие? Заявите об этом! Я нарисовала, я перепрыгнула и т.д.  Или просто поговорите о том, что происходит вокруг. Так Вы будете развивать не только пассивный и активный словарь ребенка, но и память, и мышление, скорость реакции и переключения. Не забывайте про зарядку для язычка (сочиняйте для него веселые приключения) и пальчиковую гимнастику! Они просто идеальны, когда нельзя гулять.

10. После спектакля

Обязательно обсудите с ребенком увиденное представление (сказку, спектакль). Расспросите его, что ему понравилось, а что нет; кто были главные герои; кто запомнился ему больше всего и почему. Попросите пересказать спектакль.

 

 

Ссылки по данной теме:

rodnaya-tropinka.ru (Новогодние игры для дошкольников)

mersibo.ru (Развитие речи: 200 развивающих игр для детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Игры для развития речи на новогодних каникулах.

Подобранные игры помогут родителям самостоятельно развивать речь ребёнка и закрепить изученный материал в ДОУ....

Консультация «Рекомендации логопеда по развитию речи в летний период. Отдыхая, развивайтесь!».

Чтобы лето не пропало даром, или того хуже не «вымыло» и не «засветило» пленку в голове ребенка, на которую в течение года так много записано информации, необходимо продолжать ...

Занятие по развитию речи в формате #сидим дома с пользой дела# Тема: ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА ( 12.05 - 15.05)

Цель: Помочь установить связи между цветением растений и погодой в разные периоды весны. •Задачи: • уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной; &bu...

конспект по развитию речи "Зима.Новогодний праздник"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ:«ЗИМА. НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»...

Консультация для родителей "Новогодние праздники. Отдыхаем с пользой"

       Развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает ...