Консультация для родителей «Малая Дорога Жизни»
консультация (подготовительная группа)

Кондрусова Анжела Михайловна

Малоизвестные страницы истории Приморского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_malaya_doroga_zhizni.docx476.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90

Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Малая Дорога Жизни»:

малоизвестные страницы истории Приморского района».

Подготовила   Кондрусова А.М.

                                                                                         воспитатель

Санкт-Петербург

2022

 8 сентября 1941 года немецким захватчикам удалось установить практически полную блокаду Ленинграда от остальной территории нашей Родины путем перекрытия последнего существовавшего на тот момент сухопутного транспортного маршрута, берущего начало в Шлиссельбурге. Ладожское озеро давало последнюю надежду на возможное снабжение города. При этом на берегах Ладожского водоема не имелось пирсов и пристаней, так как он не входил в транспортную сеть страны из-за своих сложных навигационных условий. С самого момента основания Петербурга при транспортировке возводились обходные пути, ведущие в объезд Ладоги. При этом роль ладожской «Дороги жизни» в деле снабжения Ленинграда на сегодняшний день известна всем, а о существовании практически аналогичной «Малой дороги жизни», которая проходила по Финскому заливу, связывая Кронштадт и Ораниенбаумский пятачок с Большой землей, знают немногие.

Местоположение «Малой дороги жизни».

«Малой Дорогой жизни» принято называть сеть дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от северного берега незанятой финскими войсками территории через Кронштадт и  до южного берега в районе Ораниенбаумского плацдарма. Малый «путь жизни» вел через обледенелый Финский залив.  Он брал  начало на станции под названием Бронка и вел вдоль Кронштадта по льду к Горской и Лисьему носу.  

Необходимость создания «Малой дороги жизни»

проистекала из того, что осенью 1941 года от Большой земли оказался отрезанным не только город Ленинград, но и Кронштадт с военно-морской базой, и Ораниенбаумский плацдарм, который ,в результате выхода гитлеровцев к Финскому заливу в районе Петергофа, потерял сухопутную связь с городом на Неве.
Удержание и плацдарма, и Кронштадта с военной точки зрения было чрезвычайно необходимо. Кронштадт – это главная военно-морская база Балтийского флота, это сеть фортов, которые прикрывали Ленинград от немецкого флота. Не будь Кронштадта – и орды фашистских кораблей устремились бы к Ленинграду со стороны Финского залива и расстреляли бы его из корабельных пушек. Такое же значение имели и форты Ораниенбаумского плацдарма. Они заставляли немцев держаться на почтительном удалении от восточной части Финского залива. 17 сентября 1941 года штабом флота был подписан приказ о начале работ по созданию перевалочной базы в посёлке Лисий Нос и трассы на Кронштадт и Ораниенбаум. В Лисьем Носу при этом требовалось построить пирс, уходящий в глубину залива. Одновременно от пристани до железной дороги прокладывалась автомобильная дорога. Все работы были за неделю завершены. 
Трасса работала до полного ледостава, а после этого требовалось организовать дорогу по льду. 8 ноября 1941 года началась разведка трассы, а в ночь с 20 на 21 ноября по этой дороге прошли первые войска – 4 батальона из Кронштадта в Лисий Нос и на Ленинград. По другим данным уже 17 ноября из Малой Ижоры на лёд Финского залива вышла первая автоколонна, взявшая курс на Лисий Нос. Расстояние в 37 километров машины преодолевали 6 часов. 

Роль «Малой дороги жизни» в деле освобождения Ленинграда.

Через этот стратегически важный и опаснейший участок перевозили продовольствие, военную технику и другие нужные вещи. Снабжение защитникам плацдарма шло из Ленинграда в Лисий Нос, затем в Кронштадт, а оттуда на южный берег Финского залива к посёлку Малая Ижора. Путь был очень опасным, но поставки осуществлялись бесперебойно. Лисий Нос играл ключевую роль во время блокады Ленинграда. Небольшое поселение было очень важной точкой, которая помогала в снабжении прифронтового Кронштадта. В период с 1941 по 1944 годы, вплоть до снятия ленинградской блокады, по « Малой дороге жизни» перемещались люди. Одни направлялись в Ораниенбаум, чтобы участвовать в оборонительных боях, другие же (раненные, дети и старики), нуждаясь в теплом жилище, еде и провианте, доставлялись в Горскую или Лисий нос. Кто-то двигался потом еще дальше, к Ладожской трассе, чтобы достичь Большой земли.

 Оборонявшие Ораниенбаумский плацдарм испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они так же голодали, так же умирали от голода. В 1941 году нормы выдачи продовольствия неоднократно снижались. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось первое увеличение нормы выдачи хлеба. Несмотря на это, в 1941-1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.
Перевозкой грузов, эвакуацией и переброской войск занимались: зимой – работники Автотранспортной колонны Кронштадта, летом – все маломерные суда от военных катеров до рыбацких лодок. В посёлке Лисий Нос была организована Военно-транспортная база. Охраной трассы занимались посты ледово-дорожной службы. Наибольший размах эвакуация приобрела летом 1942 года. Однако в связи с наступившим голодом многие мирные жители умирали. Их хоронили в братской могиле на кладбище в посёлке Горская. Для усиления обороны Ленинграда с Ораниенбаумского плацдарма было переброшено шесть стрелковых дивизий.

«Малая Дорога жизни» постоянно обстреливалась противником из артиллерии, также постоянно совершались авианалёты. Тем не менее, она не прекращала свою работу. При артиллерийском обстреле грузовики увеличивали ход и расстояние между машинами. Тем не менее, многие машины разбивались вражескими снарядами или тонули в воронках.
Ледовые трассы работали днём и ночью. С 20 ноября 1941 по 20 апреля 1942 года по ним прошли свыше 200 тысяч человек, более 40 тыс. машин, 29 танков и бронемашин, 134 орудия. В Ленинград были переправлены свыше полутора тысяч тонн муки, 105 тонн сахара, 100 тонн жиров, свыше 6700 тонн мазута и солярки, 40 тонн бензина из запасов Балтийского флота.
В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по «Малой Дороге жизни» по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объёмов движения были построены дополнительные пирсы.
5 ноября 1943 года по «Малой Дороге жизни» началась переброска войск 2 Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. Переброска осуществлялась в тяжёлых осенне-зимних условиях. Погода была теплая, лед замерзал плохо и был ненадежен, и в ночном мраке, с потушенными огнями, сквозь льдины упорно пробивались обледенелые корабли с баржами на буксире, от Лисьего Носа, вдоль восточной оконечности острова Котлин.
Пристань в Лисьем Носу в дневное время выглядела пустынной. Перебрасываемые части маскировались в лесополосе, дубовых рощах, под прикрытием маскировочной сетки. В дневное время на берегу запрещались какие-либо перемещения. 
С наступлением темноты пристань оживала. Подходили корабли, на них грузилась боевая техника и солдаты. Каждую ночь в Ораниенбаум приходило по десятку больших кораблей. Они за ночь разгружались и возвращались обратно. Одновременно из посёлка Горская в Кронштадт пешком и на машинах двигались солдаты и техника. К 22 января все перевозки были осуществлены. Всего было переправлено пять стрелковых дивизий (11, 43, 90, 131, 196), 2300 автомашин и тракторов, 214 танков, 700 орудий и миномётов. Перевозки удалось совершить в точно намеченный срок и практически без потерь.
В июне 1944 года дорога прекратила своё существование.

Как и кем осуществлялась оборона «Малой дороги жизни»

Защита Ораниенбаумского плацдарма обеспечивалась с помощью специально сформированного с данной целью отряда морских пехотинцев и гарнизонов Гогландского сектора, а также Выборгского залива, именуемых «Приморская оперативная группа».

 Памятники "Малой дороге жизни".
1. В Кронштадте установлен монумент, являющийся свидетельством того, что наличие «малой дороги жизни» было крайне важным в деле освобождения осажденного Ленинграда.

C:\Users\Марио\Desktop\185__1.jpg

2.  Памятник "Дорога Мужества" находится в п. Лисий Нос (площадь ограниченная Приморским шоссе, Раздельной ул. и Морским проспектом). Памятник представляет собой скульптуру солдата в шинели на гранитном постаменте с фонарем в руках, которым он указывает дорогу автомашинам, идущим по ледовой трассе. Под ногами у постового - мешки с хлебом, которые он спас из тонущей машины. За скульптурой четыре стелы с барельефами на тему войны - школьники уходят на фронт; таран немецкого самолета над Финским заливом; освящение танков, построенных на средства жителей поселка Лисий Нос в 1943 году; Вторая ударная армия переправляется на Ораниенбаумский плацдарм. По периметру основания памятника надписи: Лисий Нос, Кронштадт, форты, Ораниенбаум. 
Надпись на постаменте "Беспримерному подвигу Дороги Мужества посвящается".

Автор памятника скульптор Виктор Новиков, коренной житель Лисьего Носа, заставший войну в 12-летнем возрасте. До открытия памятника он не дожил полгода, его дело продолжил ученик и помощник Андрей Поляков.


C:\Users\Марио\Desktop\316432_600.jpg

3.Обелиск «Малая дорога жизни» у станции «Бронка».  Внимание! Стоит вплотную к ограждению дороги. Подойти можно только по кромке шоссе от ж/д ст."Бронка"

https://ic.pics.livejournal.com/mister65/71478176/58929/58929_900.jpghttps://memory-map.1sept.ru/memorials/00/07/76/5/15972.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"

Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

Консультации для родителей "Малая РОДИНА",

консультация для родителей....

Консультация для родителей" Малая Родина"

Консультация для родителей "Малая Родина"...

Консультация для родителей «Малые жанры фольклора в детском чтении»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость....