Главные вкладки

    Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"
    консультация (младшая группа) на тему

    Баклушина Людмила Михайловна

    Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость.

    Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, заботу, веру  в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум.

    Неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных песенок и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Консультации для родителей49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                           Баклушина Л.М.

                                                                                      Воспитатель:

                                                                                           1квалификационная категория

                                                                                      МАДОУ « Детский сад № 12»

                               Консультация для родителей

    « Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка

                                                  в детском саду»

       Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определёнными трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мелкий юмор потешек, пестушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.

    В результате уходит тревожность, появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. В младенчестве ребёнок слышит звуки колыбельных песенок,

    потешек, пестушек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать.

    Фольклор является по сути дела естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна и ясна ему. Вот почему при поступлении ребёнка в детское учреждение и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям, важно продолжать формировать естественную эмоционально-благополучную среду, в которой ребёнок бы чувствовал себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

       Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо  и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум / «Коленька, хороший, Коленька пригожий»; «Это - конь богатырь для Алёши удальца»; «Маша черноброва» и другие /. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений. Они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактическая игра, школа материнства. Ценность  фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам.

       Младший возраст–это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка, как личности, становление характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек,пестушек, колыбельных песен и т.д. Взрослый /воспитатель/ через добрые, заботливые слова русского фольклора передают детям любовь, милосердие, заботу,внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных и духовных ценностей.

       

       Вот некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные моменты: Утренний приём: - Доброе утро, зайка мой! Доброе утро, Алёшенька, дорогой!                          

                                           Я Алёшеньку люблю, ему песенку пою!

                                   Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                                   Коленька хороший, Коленька пригожий!

                               Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,

                               Принесёт орешки, для маминой потешки!

                                   Ой, люшеньки - люшки! Нашему Илюшке – доброе утро!

                                   Доброе утро! С шутами, с прибаутками!

    Умывание: - В руки мыло мы возьмём, и водичкою польём.

                         Моем руки чисто, чисто,

                         А потом лицо умоем, носик тоже мы промыли.

                         Полотенцем вытирались, на себя мы любовались!

    Еда: - Варись, варись , кашка, в голубенькой чашке,

              Варись поскорее, булькай веселее.

              Варись кашка сладка, из густого молока, да из мелкой крупки.

              У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!

    Одевание: - Настенька мала, на ней шубка аленька,

                        Опушка бобровая, Настя чернобровая.

                        Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться.

                        Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай!

    Сон: - Вот и люди спят. Вот и звери спят.

               Птицы спят на веточках, лисы - на горочках.

               Зайцы спят на травушке, утки - на муравушке.

               Детки все по люлечкам.

               Спят – поспят, всему миру спать велят!

    Пробуждение: - Детки просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь.

                               Мы простынки поправляем: вот так, вот так,

                               Мы кроватку заправляем: вот так, вот так.

                               Одеялко мы поправим: вот так, вот так,

                               И постельку мы заправим: вот так, вот так!

                                   

             Консультация для родителей: « Роль потешек, колыбельных песенок в

                           развитии речи детей младших дошкольников»

                                                                           Воспитатель: Баклушина Л.М.

       Ребёнок в младшем дошкольном возрасте чутко откликается на потешки, приговорки, попевки, колыбельные песенки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша. Прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

    Это забавляет его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавали в народе на потеху детям. Это первые художественные произ-

    ведения, который слышал маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию:

    колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют; в них звучит любовь к ребёнку и

    забота о нём. Знакомство с русскими потешками расширяет кругозор детей, обо-

    гащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

       Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрица-

    тельные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для них челове-

    ку. В общем, отвлечься, успокоиться. Маленькие фольклорные шедевры, полные лаконичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ре-

    бёнком и взрослым.

       С помощью русского народного фольклора решаются следующие задачи:

    - обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребёнком;

    - воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, оде-

    ванию, приёму пищи и т.д.;

    - создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

       Прежде всего необходимо подбирать потешки, приговорки, попевки, которые  просты, коротки, с чётким ритмом, побуждают к действию, движениям:колыбель-

    ные песенки произносятся нараспев, ласково, весёлые потешки – задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на потешку не одинаково,  поэтому необхо-

    димо учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки:

    «Курочка» - Курочка - тараторочка по двору ходит, цыпляток водит,

                          Хохолок раздувает, малых деток потешает.

    «Зайка» - Скачет зайка маленький около завалинки,

                     Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!

    «Киска» - Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись,

                     Наша деточка пойдёт, через киску упадёт.

       Потешка способна корректировать поведение детей.

    Во процессе одевания: Вот они сапожки: этот-с левой ножки, этот-с правой ножки

                                         Если дождичек пойдёт, наденем сапожки:

                                         Этот – с правой ножки, этот – с левой ножки,

                                         Вот так хорошо!

    Во время умывания: Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды,

                                     Чисто умываемся, маме улыбаемся!

    В процессе кормления: Травка – муравка, со сна поднялась,

                                            Птица, синица за зерно взялась,

                                            Зайка – за капусту, мышка – за корку, детки – за молоко.

    Некоторые дети испытывают чувство тревоги, тоски по дому во время укла-

    дывния в постель: Спи, усни, дитя Лёвушка, все ласточки спят,

                                   все касаточки спят, нашему Лёвушке спать велят.

    Потешки, колыбельные песенки способствуют обогащению словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к кра-

    соте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звуча-

    ния потешек, дети играют, запоминают их, вводят их в свою речь. Качая куклу,

    напевают: Баю, бай, Катя глазки закрывай! Во время кормления приговаривают: Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие, сопереживание сверстникам. Упавшему ребёнку приговаривают: Не плачь, Юрочка, не плачь, я куплю тебе калач.

     Малыши стараются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки: Ой ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок,

                    берёзовый душок, дубочек, дубок, скоро Ванечке годок! / поднимают вверх – вниз куклу-пупса /.

       Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, раз-

    витию речи, расширению кругозора  способствуют развлечения:

    « Дочка моя – куколка » - Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая,

                                              Пройди по дорожке, топни Катя ножкой.

                                              Ротик – клюковка, носик – пуговка,

                                              Глазки – луковка, дочка моя – куколка!

    « Здравствуй, солнышко » - Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить,

                                                 Солнышко, солнышко, загляни в окошечко,

                                                 Ждут детки тебя, ждут малолетки!

    Дети всегда рады приходу ряженых взрослых:

    « Бабушка – забавушка» - игры с козой, с петушком, с кошечкой, с лошадкой…

      Т.о., произведения русского народного творчества облегчают процесс адаптации, располагают детей к взрослым, друг к другу, способствуют развитию речи, навыкам культурного поведения, умение правильно оценивать происходящее,

    знакомят детей с древними традициями и обычаями.

                                               

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду

    Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...

    Консультация для педагогов и родителей "Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"

    В данном материале содержится психологическое обоснование успешного применения русского устного фольклора и конкретные примеры его использования....

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

    КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...

    Консультация для родителей «Роль потешек и сказок в развитии речи детей».

    laquo;Роль потешек и сказок в развитии речи детей»....

    Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду».

    Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду»....

    Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная ...