КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»
статья (младшая группа)

Валентина Александровна Логинова

Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определёнными трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мелкий юмор потешек, пестушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_dlya_malyshey_dlya_roditeley_2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»

   

Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определёнными трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мелкий юмор потешек, пестушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.

В результате уходит тревожность, появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. В младенчестве ребёнок слышит звуки колыбельных песенок, потешек, пестушек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать.

Фольклор является по сути дела естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна и ясна ему. Вот почему при поступлении ребёнка в детское учреждение и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям, важно продолжать формировать естественную эмоционально-благополучную среду, в которой ребёнок бы чувствовал себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо  и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум / «Коленька, хороший, Коленька пригожий»; «Это - конь богатырь для Алёши удальца»; «Маша черноброва» и другие /. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений. Они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактическая игра, школа материнства. Ценность  фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам.

Младший возраст–это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка, как личности, становление характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных песен и т.д. Взрослый /воспитатель/ через добрые, заботливые слова русского фольклора передают детям любовь, милосердие, заботу, внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных и духовных ценностей.

   

   Вот некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные моменты: Утренний приём: - Доброе утро, зайка мой! Доброе утро, Алёшенька, дорогой!                          

                                       Я Алёшеньку люблю, ему песенку пою!

                               Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                               Коленька хороший, Коленька пригожий!

                           Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,

                           Принесёт орешки, для маминой потешки!

                               Ой, люшеньки - люшки! Нашему Илюшке – доброе утро!

                               Доброе утро! С шутами, с прибаутками!

Умывание: - В руки мыло мы возьмём, и водичкою польём.

                     Моем руки чисто, чисто,

                     А потом лицо умоем, носик тоже мы промыли.

                     Полотенцем вытирались, на себя мы любовались!

Еда: - Варись, варись , кашка, в голубенькой чашке,

          Варись поскорее, булькай веселее.

          Варись кашка сладка, из густого молока, да из мелкой крупки.

          У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!

Одевание: - Настенька мала, на ней шубка аленька,

                    Опушка бобровая, Настя чернобровая.

                    Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться.

                    Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай!

Сон: - Вот и люди спят. Вот и звери спят.

           Птицы спят на веточках, лисы - на горочках.

           Зайцы спят на травушке, утки - на муравушке.

           Детки все по люлечкам.

           Спят – поспят, всему миру спать велят!

Пробуждение: - Детки просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь.

                           Мы простынки поправляем: вот так, вот так,

                           Мы кроватку заправляем: вот так, вот так.

                           Одеялко мы поправим: вот так, вот так,

                           И постельку мы заправим: вот так, вот так!

                               

       

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников»

                                                                       

Ребёнок в младшем дошкольном возрасте чутко откликается на потешки, приговорки, попевки, колыбельные песенки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша. Прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

Это забавляет его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавали в народе на потеху детям. Это первые художественные произ-

ведения, который слышал маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию:

колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют; в них звучит любовь к ребёнку и

забота о нём. Знакомство с русскими потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для них человеку. В общем, отвлечься, успокоиться. Маленькие фольклорные шедевры, полные лаконичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

С помощью русского народного фольклора решаются следующие задачи:

- обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребёнком;

- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи и т.д.;

- создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

   Прежде всего необходимо подбирать потешки, приговорки, попевки, которые  просты, коротки, с чётким ритмом, побуждают к действию, движениям: колыбельные песенки произносятся нараспев, ласково, весёлые потешки – задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на потешку не одинаково,  поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки:

«Курочка» - Курочка - тараторочка по двору ходит, цыпляток водит,

                      Хохолок раздувает, малых деток потешает.

«Зайка» - Скачет зайка маленький около завалинки,

                 Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!

«Киска» - Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись,

                 Наша деточка пойдёт, через киску упадёт.

Потешка способна корректировать поведение детей.

Во процессе одевания: Вот они сапожки: этот-с левой ножки, этот-с правой ножки

                                     Если дождичек пойдёт, наденем сапожки:

                                     Этот – с правой ножки, этот – с левой ножки,

                                     Вот так хорошо!

Во время умывания: Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды,

                                 Чисто умываемся, маме улыбаемся!

В процессе кормления: Травка – муравка, со сна поднялась,

                                        Птица, синица за зерно взялась,

                                        Зайка – за капусту, мышка – за корку, детки – за молоко.

Некоторые дети испытывают чувство тревоги, тоски по дому во время укладывания в постель: Спи, усни, дитя Лёвушка, все ласточки спят,

                                        все касаточки спят, нашему Лёвушке спать велят.

Потешки, колыбельные песенки способствуют обогащению словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети играют, запоминают их, вводят их в свою речь. Качая куклу, напевают: Баю, бай, Катя глазки закрывай! Во время кормления приговаривают: Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие, сопереживание сверстникам. Упавшему ребёнку приговаривают: Не плачь, Юрочка, не плачь, я куплю тебе калач.

Малыши стараются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки: Ой ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок,

                берёзовый душок, дубочек, дубок, скоро Ванечке годок! / поднимают

                вверх – вниз куклу-пупса /.

Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, раз-

витию речи, расширению кругозора  способствуют развлечения:

«Дочка моя – куколка » - Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая,

                                          Пройди по дорожке, топни Катя ножкой.

                                          Ротик – клюковка, носик – пуговка,

                                          Глазки – луковка, дочка моя – куколка!

«Здравствуй, солнышко » - Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить,

                                             Солнышко, солнышко, загляни в окошечко,

                                             Ждут детки тебя, ждут малолетки!

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых:

«Бабушка – забавушка» - игры с козой, с петушком, с кошечкой, с лошадкой…

Произведения русского народного творчества облегчают процесс адаптации, располагают детей к взрослым, друг к другу, способствуют развитию речи, навыкам культурного поведения, умение правильно оценивать происходящее,

знакомят детей с древними традициями и обычаями.

                                           

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...

К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...

Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"

Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...

Консультация для воспитателей на тему:"Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"...