Консультация по развитию рече детей третьего года жизни
консультация (младшая группа)

Катунина Ольга Юрьевна

Особенности речевого развития рече ребенка от 2 до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_razv.rechi_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

            ГБУЗ «Специализированный дом ребёнка № 2»

                    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

 “ Развитие речи у детей 3 –го года жизни”

                                                   

                                                                     

                                                                    Логопед: Катунина О.Ю.

 

                                              г. Гусев

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Многие дети этого возраста легко подражают речи взрослых, повторяя не только отдельные слова, но и целые фразы. Сначала – это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к трём годам, они усложняются. Для развития речи ребёнка двух-трёх лет необходимо развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребёнок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путём речевого общения к взрослому или сверстнику; обогащать понимаемый и активный словарь ребёнка, применяя общепринятые существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

  Для решения этих задач следует:

  1. внимательно и заинтересованно выслушивать ребёнка;
  2. много говорить самому;
  3. вовлекать детей в разговор на определённую тему;
  4. помогать ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.

    От нас взрослых требуется внимание и доброжелательность. Если малыш заговорил с вами, всем своим поведением дайте ему понять, что рады ему, готовы выслушать его. Ваша доброжелательность и улыбка сделают чудеса: малыш постарается подольше вас около себя, используя слово.

    Вам придётся много и целенаправленно говорить самим. “Когда говорить? – В течение всего дня!“  Когда вы общаетесь с малышом (играете с ним, умываетесь, рассматриваете книжку и т.п.)

   О чём надо говорить с ребёнком? – Обо всём, что попало в поле зрения их внимания и вызвало интерес (это животные, проезжающий транспорт, дождь закапал, солнышко светит, мама суп варит и т.п.)

   Речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает её и существенно влияет на протекание. Старайтесь вовлечь ребёнка в речевую коммуникацию. Двух-трёхлетние дети - народ наблюдательный. Ни одна вещь в ваших руках, ни один жест не остаются незамеченными.

  Играя с малышами, что-то рассматривая с ними, вы должны терпеливо, без суеты рассказать о том, что делаете и зачем, как делаете и что надеетесь получить.

  Например: вам к обеду нужно быстро сварить суп, ребёнок вертится возле вас, мешает вам, многие мамы ребёнка отправляют в комнату играть с игрушками, ему одному не интересно там. А вы попробуйте рассказать ему подробно, что вы возьмёте овощи: картофель, лук, морковку и будете варить суп, пусть ваш ребёнок вам будет подавать картофель, а вы его чистить. Несколько раз повторите, из чего вы будете варить суп, побуждайте и его повторять названия овощей.

   В итоге кормите ребёнка супом, а затем предложите ребёнку “сварить суп” плюшевому медвежонку (ребёнок усвоил этот фрагмент игры) и нацеленность вашего разговора оказывает благотворное влияние на рост его словарного запаса. Он знает морковь, лук, картофель; но, что это можно назвать одним словом “овощи”, узнает впервые.

  Наша задача – говорить с ребёнком так, чтобы он не только понимал вас, но и мог услышать в вашей речи какое-то отдельное слово и проговорить его, чтобы словарь детей постоянно пополнялся новыми словами.

  У ребёнка третьего года жизни возникает желание и потребность в речевом общении со сверстниками, с другими взрослыми.

 При каждом удобном случае помогите своему ребёнку обратиться по тому или иному поводу к сверстнику или другим взрослым.

 Например: “Бабушка принесла тебе конфету, и я советую тебе поблагодарить её.  Подойди к бабушке, улыбнись и скажи ей: ”Спасибо тебе, бабуля”. Подобных поводов достаточно много: пригласи, попроси, подари, предложи, поблагодари, узнай и т.п.

   Употребляйте в своей речи самые разнообразные формы и выражения речевого этикета, помогайте детям проговаривать эти выражения и обязательно хвалите ребёнка.

  Есть малыши, которые говорят мало и плохо или заговорили совсем недавно. С ними надо чаще общаться, целенаправленно обогащать их пассивный словарь, используя задания типа “покажи то-то”, “принеси мне”, “сделай так-то” и поощрять любые попытки ребёнка повторять за вами отдельные слова и звукоподражания. Как известно, произношение многих звуков на третьем году жизни не закреплено, не автоматизировано. Малыш с удовольствием начинает произносить  слово и новый звук в нём, но при этом искажает другие звуки, которые уже научился произносить.

  Надо ли в этом возрасте исправлять речь детей и предлагать им повторить слово правильно. Не надо! Малыша это требование может испугать, а просьба смутить.

  А что можно  и нужно сделать?

  Прежде всего, работайте над собственной дикцией и контролируйте её, разговаривая с ребёнком. Говорить с ребёнком надо не торопясь, несколько раз подряд повторяя высказанную мысль и при этом употребляя как одну и ту же фразу, так и разные по структуре предложения.

  Детям ежедневно надо о чём-то рассказывать, они готовы слушать рассказы об игрушках, о зверятах, о себе и т.п. Развивается способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения. Картина – ценный материал для развития речи. Рассматривая картину, дети учатся понимать сюжет, высказывать свои суждения по поводу изображённого.

  Не следует стремиться к достижению каких-то результатов. Не нужно добиваться от малышей ответов на ваши вопросы. Довольствуйтесь их инициативными высказываниями, дополняйте и уточняйте их ответы, с удовольствием говорите сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...

Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"

В данном материале представлены закономерности развития речи детей согласно возрастной норме...

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....

Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...