Что делать, если ребенок не говорит
консультация

Соболева Анжелика Мамуровна

Обозначены возрастные нормативы появления детской речи, даны советы по развитию устной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_formiruetsya_rech.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто от родителей можно услышать: "Мой ребенок всё понимает, но не говорит».  Что делать в таком случае?

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

N

Форма речи

Примерный возраст появления

1.

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2.

Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1.5-3 мес.

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов)

4-5 мес

4.

Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав)

8 мес- 1 год 2 мес.

5.

Двухсловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд

1год 6 мес - 2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1,9 года - 2,6 года

7

Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др)

2,4 года - 3,6 года

8

Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2,6 года - 3,5 года

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес- 1,5 мес

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2,6 года - 3,6 года


         Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

•Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

•У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

•Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

•Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

•Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

•Ребенок развивается с задержкой.

•Ребенок перенес тяжелые заболевания.

•У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный» ребенок).

•Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке, понятном ему

одному. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

 Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается

недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы

речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Необходимо срочно обратиться к специалисту. Такими специалистами могут быть: учитель-логопед, педагог-дефектолог, врач-педиатр, врач-невропатолог.

Занятия надо начинать как можно раньше!

          Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Помните! Диагноз - не приговор, диагноз - успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что делать, если ребенок не говорит" - консультация

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА.Ребенок развивается с задержкой.Ребенок перенес тяжелые заболевания.У ребенка есть неврологические заболевания.Ребенок неохотно повторяет за вами слов...

Что делать если ребенок не говорит?

   Работа с неговорящими детьми  начинается с их родителей. А они по- разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя...

Что делать, если ребенок не говорит? Конкретные советы.

Картотека игр, рекомендована родителям неговорящих детей, логопедам, психологам....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...