Что делать, если ребенок не говорит
консультация

Соболева Анжелика Мамуровна

Обозначены возрастные нормативы появления детской речи, даны советы по развитию устной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_formiruetsya_rech.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто от родителей можно услышать: "Мой ребенок всё понимает, но не говорит».  Что делать в таком случае?

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

N

Форма речи

Примерный возраст появления

1.

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2.

Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1.5-3 мес.

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов)

4-5 мес

4.

Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав)

8 мес- 1 год 2 мес.

5.

Двухсловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд

1год 6 мес - 2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1,9 года - 2,6 года

7

Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др)

2,4 года - 3,6 года

8

Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2,6 года - 3,5 года

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес- 1,5 мес

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2,6 года - 3,6 года


         Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

•Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

•У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

•Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

•Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

•Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

•Ребенок развивается с задержкой.

•Ребенок перенес тяжелые заболевания.

•У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный» ребенок).

•Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке, понятном ему

одному. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

 Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается

недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы

речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Необходимо срочно обратиться к специалисту. Такими специалистами могут быть: учитель-логопед, педагог-дефектолог, врач-педиатр, врач-невропатолог.

Занятия надо начинать как можно раньше!

          Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Помните! Диагноз - не приговор, диагноз - успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что делать, если ребенок не говорит" - консультация

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА.Ребенок развивается с задержкой.Ребенок перенес тяжелые заболевания.У ребенка есть неврологические заболевания.Ребенок неохотно повторяет за вами слов...

Что делать если ребенок не говорит?

   Работа с неговорящими детьми  начинается с их родителей. А они по- разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя...

Что делать, если ребенок не говорит? Конкретные советы.

Картотека игр, рекомендована родителям неговорящих детей, логопедам, психологам....

"Что делать, если ребенок не говорит?"

Что делать, если ребенок не говорит?Проблема речевых нарушений у дошкольников сегодня очень актуальна для родителей, логопедов и психологов. Если вам к...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...