Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Грибанова Л.И., Воробьёва Е.В.

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей»

города Кирова Калужской области

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Подготовила:

Грибанова Л.И.

Киров - 2022

Сенсорное развитие является важным условием для развития детей раннего возраста. Оно играет основную роль в течение первых лет жизни каждого ребенка. Для детей разных возрастных групп характерны свои особенности сенсорного развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и выбора метода обучения. 

Сенсорная сфера является важной частью полноценной жизни детей и их общения с внешним миром. Необходимо развивать различные виды сенсорного восприятия на протяжении всего дошкольного периода в простой и понятной для детей игровой форме.

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие же условия необходимы для сенсорного развития ребёнка? Прежде всего, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для этого нужно предлагать для игры разнообразные развивающие игры и игрушки, позволять малышу использовать для игры самые разные предметы и материалы, разрешать ребёнку экспериментировать с ними, а также специально организовывать развивающие ситуации.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Перечислим основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  1. Предоставить для восприятия как можно больше сенсорных впечатлений.
  2. Обучить перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др.
  3. Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
  4. Эстетическое развитие – помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:

  1. Зрительные ощущения – ребёнок различает форму и величину предметов, цвета и оттенки, количество предметов и их расположение в пространстве.
  2. Слуховые ощущения – ребёнок слышит разнообразные звуки: музыку, человеческую речь, шумы города, звуки природы и учится их различать.
  3. Осязательные ощущения – ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов.
  4. Обонятельные ощущения – ребёнок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
  5. Вкусовые ощущения – ребёнок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания.

Итак, пять органов чувств – это пять каналов получения информации о мире вокруг.

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

  • Игры– экспериментирования

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит вовремя специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

  • Наблюдение

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза), а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.

  • Дидактические игры

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

  • Сенсорные коробки

Это коробки с разными наполнителями. Помогают разработать пальчики и руки в целом. В процессе игр дети знакомятся с крупами, фасолью, макаронами, горохом. Дети могут перебирать эти предметы, развивая при этом мелкую моторику. Перебирать можно не только руками, можно использовать пинцет или прищепку. Крупы можно пересыпать и слушать звук, каждая издаёт свой. Малыши могут искать закопанные в сенсорной коробке предметы разной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, ощупывать и отгадывать их.

Дети с удовольствием играют с этими коробками, учатся отличать разные предметы друг от друга по весу и форме, знакомятся с их фактурой, учатся слушать и различать отдельные звуки и музыку, начинают делить цвета на теплые и холодные. Наполнение сенсорных коробок изменяется от новых потребностей и познавательных особенностей. Такие коробочки способствуют развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а также стимулируют развитие внимания и концентрации.

Сенсорный опыт ребёнка, полученный им в раннем возрасте, является необходимой базой для успешного развития в дальнейшем. Именно поэтому очень важно обеспечить малышу наиболее благоприятные условия для полноценного сенсорного развития.

Таким образом, своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

 

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: «Просвещение», 2013.
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.
  3. Интернет – ресурс: https:// infourok.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Консультация "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста".

Консультация для родителей."Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста".Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающе...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...