Возрастные особенности детей 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Плющикова Дарья Юрьевна

Старший дошкольный возраст играет очень важную роль в формировании будущей личности. Поэтому необходимо знать возрастные особенности детей как родителям, так и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristiki_starshego_doshkolnogo_vozrasta_6-7_let.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики старшего дошкольного возраста

(5–7(8) лет)

Старший дошкольный возраст играет очень важную роль в формировании будущей личности. Ребёнком движет потребность быть лидером и быть признанным сверстниками, стремление быть первым, лучшим и в то же время действовать по правилам, в соответствии с нравственно-этическими нормами. В возрасте 6–7(8) лет ребёнок может управлять своими эмоциями с помощью слов. Возрастает потребность в уважении и признании взрослого.

Появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Ребёнок уже может задавать вопросы и интересоваться не только тем, что происходит в данную минуту, но и более общими вещами. Для него важными становятся детали жизни каждого конкретного человека, его опыт, знания. Теперь для него интересны особенности взаимодействия взрослых.

Общение старших дошкольников очень эмоционально. При взаимодействии со взрослыми значительная часть детских высказываний имеет оценочный характер. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения, что является одним из главных новообразований старшего дошкольного возраста. Ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как надо. Еще одним важным новообразованием этого периода является децентрация – способность ребёнка преодолеть эгоцентризм и принять в расчёт позицию собеседника.

Именно децентрация является одним из факторов социализации дошкольника. Изменяется тематика и содержание игр, они обогащаются, наполняются новыми смыслами в связи с расширением опыта ребёнка. В играх начинает проявляться не только то, что ребёнок узнал из собственного опыта, но и то, что он усвоил опосредованно, т.е. из книг, рассказов взрослых, а также из тех ситуаций, которые он наблюдал со стороны.

В игре начинает возникать «подготовительный этап» – т.е. момент, когда дети только договариваются, во что и как будут играть, распределяют роли, начинают планировать сюжет игры, организовывают игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.).

Чтобы помочь детям разворачивать более разнообразные сюжеты, взрослому необходимо показать, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями. Например, повар может взаимодействовать и с официантами, которые разносят приготовленную еду, и с «гостями кафе», для которых эта еда готовилась, и с другими поварами, и с уборщицей и т.д. При выборе роли ребёнок уже способен выбрать для себя не только самую лучшую роль, но и соглашается быть кем-то не слишком для него привлекательным, но зато участвовать в коллективной игре. При этом в выборе партнёров для игры основные приоритеты отдаются либо друзьям, либо детям с желанными предметами. В этом возрасте ребёнку уже важно, чтобы роль

была исполнена качественно.

Если дети знают интересы и возможности других игроков, распределение ролей нередко приводит к возникновению конфликтов, например, дети отказываются принять в игру ребёнка, который плохо выполняет роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возможно возникновение устойчивых игровых сообществ или даже «закрытых» группировок, когда дети неохотно принимают в свою игру кого-то постороннего (например, мальчики не принимают девочек).

В таких случаях требуется небольшая помощь воспитателя. Взрослый может вмешаться на подготовительном этапе, перенести акценты, обогатить сюжет новым поворотом событий, подсказать новую уместную для «постороннего» ребёнка роль и т.д. Помимо того, что взрослый помогает разрешить конфликт в конкретной ситуации, он исподволь учит детей способности к компромиссу, обогащает их коммуникативный опыт.

У ребёнка появляются абстрактные понятия (заботливый – это тот, кто помогает). Но моральные понятия пока привязаны к конкретной ситуации (Вася плохой, он мне не дал лопату). Речь становится более последовательной, логичной и связной. Дети уже понимают основные закономерности использования слов в предложении. Могут правильно согласовать слова в роде, числе и падеже. Улучшается звукопроизношение, но еще не сформированы окончательно «трудные» звуки: шипящие и пара звуков Л и Р. Именно после 5 лет наиболее эффективна работа логопеда. В данном возрасте контекстная речь сосуществует с ситуативной, начинает развиваться объяснительная речь в ситуации общения со сверстником. Ребёнок уже может словесно рассуждать, что помогает в решении задач. Хорошо может выполнять звуковой анализ слова, если это было в опыте ребёнка.

К старшему дошкольному возрасту дети уже настолько овладевают лексикой и другими компонентами языка, что язык окончательно присваивается и становится родным. «Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов» (А.Н. Леонтьев).

Дети часто рассуждают вслух, приводят свои аргументы, доводы, сами себя поправ-ляют. Мышлению присуща конкретная образность. Умозаключения часто бывают нелогичны, на взгляд взрослого, так как ребёнок может их делать, основываясь на несущественных признаках предмета или явления.

В этом возрасте дети понимают такие явления, как «живое–неживое». Могут понять простейшие физические и социальные явления. Складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения, дети начинают строить свои теории мироустройства. Знают обобщающие слова основных категорий. Основные вопросы ребёнка 6–7(8) лет: «Откуда это взялось? Из чего это сделано? Что будет после…?» Дети по-прежнему задают много вопросов об устройстве мира и хорошо запоминают объяснения взрослых, поскольку широко используют произвольное запоминание.

Значительного развития достигает словесно-логическая память. Увеличивается объём запоминаемого материала. Одним из центральных новообразований познавательной сферы дошкольника является развитие воображения. У старших дошкольников появляются первые мечты о будущем. Они еще ситуативны и неустойчивы и, как правило, вызваны эмоционально окрашенными событиями.

Когда дошкольник не находит в своём опыте объяснение какого-либо факта действительности, когда ему не хватает определённых знаний о мире, он начинает активно использовать воображение, объединяя разрозненные впечатления и создавая целостную картину мира.

Теперьдети уже способны создавать свои воображаемые миры и населять их воображаемыми персонажами.

В конструировании могут выделять части, определять их функции в будущей конструкции. Могут правильно подбирать предметы по форме, величине и местоположению в строении, а также учитывать, в какой ситуации будет эта конструкция использоваться.

Произвольное внимание всё еще остаётся довольно неустойчивым, ребёнок легко отвлекается на внешние раздражители, хотя это происходит уже не так часто, как в младшем дошкольном возрасте. Если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д.), то у старших

дошкольников всё большее значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту (В.С. Мухина).

Отмечается тесная связь произвольного внимания с речью. Ребёнок 6–7(8) лет способен запланировать порядок своих действий и потом этого плана придерживаться. Он уже может давать себе речевые инструкции и выполнять их.

В целом дети становятся способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в обучении заметно возрастает к 7(8) годам. Благодаря умению внимательно рассматривать предметы, формируется новое качество – управляемость восприятия. Появляется систематическое рассматривание, движение взора характеризуется последовательностью. У старших дошкольников обследование предметов носит характер эксперимента.

В этот период ребёнок уже освоил общепринятые эталоны: трава зелёная, яблоко – как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т.д.

Дети способны воспринять не только то, что изображено на картинке, но улавливать внутреннюю характеристику образа.

Отдельный и самоценный вид деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора. Исследования показали, что работа с литературным произведением (прослушивание, постановка, обсуждение) развивает мышление ребёнка и влияет на становление чувства собственного достоинства, помогает решению воспитательных задач, формирует эмоциональную отзывчивость.

Благодаря комплексному воздействию происходит постепенное принятие ребёнком моральных норм на мотивационном уровне. Известно, что дети в возрасте от 5 до 7(8) лет уже могут сопереживать другим детям, когда у тех случается несчастье. В меньшей степени эти чувства проявляются в отношении взрослых. Но ещё меньше дети умеют радоваться за других детей.

Чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой чёрствостью в характере ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания. Развитие этой способности легко и гармонично происходит через восприятие сказок.

Осознание себя на данном этапе представляет более сложную картину. Оценку взрослого ребёнок преломляет через призму имеющихся представлений о себе, уверенно сравнивает себя со сверстниками. В этом возрасте в волевой сфере явно прослеживается соподчинение мотивов. Ребёнок может подчинить свои действия отдалённому мотиву и успешно преодолевает личные стремления не только ради поощрения, но и по моральным установкам. К 7(8) годам нравственные мотивы приобретают максимальную побудительную силу, и для ребёнка становится важно выполнять социальные требования, что вынуждает его проявлять высокую степень произвольности поведения.

Наконец, становится возможным подавление аффективного поведения, хотя это остаётся чрезвычайно сложным делом. Таким образом, поведение теряет свою непосредственность и позволяет ребёнку вести себя внеситуативно-личностно. В рамках развития бытовой деятельности важное значение на данном возрастном этапе приобретает качество выполненных действий.

Теперь особое внимание уделяется пониманию смысла всех выполняемых действий, а не формальное выполнение требований. В противном случае (когда смысл деятельности непонятен) ребёнок может от деятельности уклоняться. Акцент в трудовой деятельности также смещается. Главное в труде для старшего дошкольника – возможность помочь кому-то, быть полезным. Дети активно используют возможность заранее планировать свою трудовую деятельность

В этом возрасте ребёнок знает довольно много профессий (4–15) и необходимые для них орудия труда; уже воспринимает труд как обязанность, но только в регулярных и привычных условиях, если взрослый смог довести данное действие до автоматизма.

Задачи развития и воспитания

1 Укреплять здоровье, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.

2 Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

3 Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

4 Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.

5 Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

6 Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, к концу дошкольного детства складывается первичное мировоззрение ребёнка, структурируются знания о явлениях окружающего мира. Также появляется «внутренний цензор», помогающий ребёнку оценивать действия и явления с этической точки зрения на уровне «хорошо–плохо». Благодаря развитию произвольности всех познавательных процессов развивается способность предварительно обдумывать свои действия, не давать импульсивному поведению брать всё время верх. Теперь ребёнок может критически посмотреть на себя со стороны и понять, что он чего-то не может или сделает это значительно хуже взрослого (начало самооценки). Осознание собственной значимости для других даёт возможность обогащения субъектного опыта, способствует позитивной первичной социализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...