"Наши пальчики играют"
консультация (старшая группа)

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).

Развитие мелкой моторики рук способствует повышению работоспособности головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_yanvar_2022.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

по развитию мелкой моторики у детей

«Наши пальчики играют».

Чайкина И.О.

Воспитатель

МДОУ «Детский сад № 17

с. Пушкарное Белгородского района

Белгородской области»

Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

- повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка;

- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству;

- знакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики;

- способствовать созданию тёплых взаимоотношений в коллективе педагога, детей и родителей;

- привлекать родителей к участию в выставках и конкурсах детского художественного творчества из различных материалов.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский).

Развитие мелкой моторики рук способствует повышению работоспособности головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития мелкой моторики:

- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, листание страниц книги, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами;

- конструирование конструктора из различного материала, собирание пирамидок, матрешек, мозаики, пазлов;

- развитие навыков самообслуживания: одевание и раздевание, застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков;

- детское творчество: лепка из пластилина, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, аппликация, обводка предметов по трафаретам;

- складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур (для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники, которые необходимо сначала их разметить линиями, а затем все зависит только от фантазии: кораблики, тюльпаны, самолетики и т. д.;

- учить ребенка складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять бумагу;

- ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, игра с телефоном, помогать маме, сматывать нитки в клубок, вытирать пыль, включать и выключать свет.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Примеры пальчиковых игр:

Капуста.

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Наши пальчики.

Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их:

Этот пальник хочет кушать.

Этот пальник — сказку слушать.

Этот пальник ляжет спать,

Этот — выйдет погулять.

Ну а этот — в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Игры с прищепками.

Прищепками дополняем шаблоны (солнышку, лучики; собачки, кошке, ёжику, лапки; жуку, ножки; рыбке, хвост, плавники).

Чтобы интересней было играть, можно использовать разные потешки и стихи.

Например:

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Очень наш жучок устал -

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

Счетные палочки.

Из счетных палочек можно выкладывать разные фигуры:

• длинную дорожку с чередующимися по цвету палочками;

• несколько дорожек разной длины и разных цветов;

• цветочек с лепестками;

• лесенку, железную дорогу;

• домик, башенку.

Игры с крупой.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Ищем секрет.

Если спрятать игрушки в крупе игра будет интересней. Предложите ребенку отыскать игрушки. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу.

Пересыпать крупу при помощи стакана, ложки, совочка, ладошками из одной ёмкости в другую. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Игра «Золушка».

Перед ребёнком лежат перемешанные семена гороха, фасоли, вы должны их рассортировать.

Ребёнка можно увлечь полезным занятием – выкладывание камешков по закланным линиям.

Сортируем макароны.

Показать ребенку, какие бывают макароны: ракушка, спираль, бантик.

Смешать их. Попросите ребенка разобрать макароны.

Волшебный мешочек.

Ребёнок нащупывает предметы в мешочке и угадывает их.

Рисование манкой.

Манко графия - занятие для детей любого возраста. Рисовать можно не только манкой, но и на манке. В манко графии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке.

Упражнения с красками.

Ребенок обмакивает ладошки в акварельные краски или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Наши пальчики играют»

Задачи:  Развивать мелкую моторику рук детей.  Развивать у детей умение соотносить действие с текстом.  Развивать речь и детей и пополнять активный словарный запас.  Развивать творческие спосо...

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Наши пальчики играют.

 Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходим...

Наши пальчики играют - говорить нам помогают

Конспект родительского собрания по теме "Наши пальчики играют - говорить нам помогают" с  использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудовани...

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....