Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться, способствует развитию речи и подготавливает руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_igra.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

        «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» 

                                                             В. Сухомлинский 

        “Скажи мне - я забуду,

        Покажи мне – я запомню,

        Дай мне сделать это,

        И это станет моим навсегда»

Китайская пословица

  Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

   Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить ученых Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что, несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм.

        Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном учреждении является не обучение    письму, а подготовка ребенка к письму, что непосредственно связано с развитием мелкой моторики.

     Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

     Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.

      Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую. «Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения». Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. По мере роста ребенка его движения совершенствуются и становятся более разнообразными. У него вырабатываются определенные навыки и умения.

   Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

   Еще издавна, пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. А у нас в России с малых лет учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». На сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.

   В основном, все пальчиковые игры делятся на два блока: игры материнского фольклора – потешки, предназначенные для развития детей раннего возраста и игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для дошкольников.  Пальчиковые игры обладают такими качествами как универсальность, в них можно играть в любом месте и в любое время, они кратковременны – от 2 до 5 минут, активные и в то же время безопасные.

   Существует несколько групп пальчиковых игр: упражнения для кистей рук, с помощью которых детей учат напрягать и расслаблять мышцы кистей рук («Заготовим капусту», «Месим тесто»); упражнения для пальцев условно-статические, с помощью которых совершенствуют полученные ранее навыки («Ножницы», «Коза»); упражнения для пальцев динамические, с помощью которых развивают координацию движений («Пальчики здороваются», «Этот пальчик хочет спать»). Все эти упражнения должны быть эмоционально приятны ребенку, неутомительны и динамичны.

   Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

   И.Е. Светлова раскрывает значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том, что:

  • развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
  • формируется и развивается устная речь ребенка;
  • развиваются творческие навыки, воображение;
  • непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
  • концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
  • корректируется эмоциональная сфера ребенка.

   Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и др. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

   Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:

  • пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • народные пальчиковые игры;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

   Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.

   Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

   Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Таким образом, пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при умелом их использовании. Доступность пониманию детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус, активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.

    Пальчиковые игры – не только действенный дидактический материал, но еще и очень интересный, захватывающий внимание ребенка, простой в использовании и применимый в любое время и в любом месте. Важно помнить, что чем раньше начать развивать мелкую моторику, тем более развитым и подготовленным к школе будет ребенок.

    Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так как пальчиковые игры есть практически на все темы, то вам будет легко повторять с ребенком пройденный материал, закреплять названия животных, растений, транспорта, мебели, посуды и т. д. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Детям очень нравятся пальчиковые игры, и в дошкольном возрасте они очень помогают   ребенку освоить окружающий мир. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться, способствует развитию речи и подготавливает руки к письму.

   Развивайте и разговаривайте с ребенком - и в будущем он скажет вам СПАСИБО!

Предлагаю пальчиковые игры для работы с детьми.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга

несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –

«катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки

погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него

воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также

сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих

руках «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

У меня есть голова, (Слушаем и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка

моет ушки.)

«Пальчики»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

У меня есть две руки, (поднять руки перед собой)

Есть и десять пальчиков. (расставить пальцы в стороны)

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо–мальчиков. (шевелить пальцами)

Будут наши пальчики трудиться, (сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук)

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Пальчиковая гимнастика «Встреча»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Дети повторяю слова, и пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь, друг к другу кончиками.

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться –

Готовьте чемоданчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы.)

Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Дети повторяю слова, и загибают пальцы, начиная с мизинца:

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавиц мухомор

Пусть украсит косогор!

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Бабочка-капустница

Над цветком летела,

Весело порхала –

Пыльцу собирала.

Пальчиковая гимнастика «По бревнышку»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

По бревнышку, по бревнышку

Ползла букашечка, (Передвигать пальцы обеих рук по поверхности стола, имитируя движения букашки)

Пролетела бабочка, (Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.)

Пропорхала пташка. (Пальцы прямые. Легкими, но резкими движениями рук в Запястьях имитировать полет пташечки.)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Дети повторяют слова и движения.

В гости к пальчику большому (Выставить вверх большой палец.)

Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.)

Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединять с большим на двух руках одновременно.)

Безымянный, и последний

Сам мизинец-малышок (Выставить мизинцы, пальцы сжаты в кулак.)

Постучался о порог. (Кулачками стучать друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья, (Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.)

Друг без друга им нельзя.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук. Произнося слова, синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Пальчиковая гимнастика «Цветки» 

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулачков.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево.)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулак.)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед – назад.)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, ...

Статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном во...