«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Егорова Надежда Александровна

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте, как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, необходимые для будущего овладения письмом.

Мелкая моторика представляет собой скоординированную работу сразу нескольких систем организма – мышечной, нервной и костной. Следовательно, при ее развитии в организме маленького человека происходит формирование таких качеств и свойств как сосредоточенность, внимательность, ловкость, наблюдательность. Кроме того, параллельно развиваются и активно функционируют не только мышцы, но и мышление, внимание, память, речь и воображение.

В качестве одного из рекомендуемых способов развития мелкой моторики рассмотрим пальчиковую гимнастику и игры.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.

В чем же их «плюсы»?

Во-первых, общедоступность. Инструмент для занятий всегда в наличии – это руки ребенка и родителя. Кроме того, заниматься пальчиковой гимнастикой представляется возможным в любом месте и в любое время. Всегда можно подобрать речевой материал, подходящий ситуации.

Во-вторых, насыщенность. Во время одной маленькой пальчиковой игры решается сразу несколько развивающих задач (Например, разминаем пальчики – физическое развитие, проговариваем потешку – речевое развитие, вспоминаем или запоминаем порядок действий – интеллектуальное развитие)

В-третьих, эмоциональность. Т.к. пальчиковая гимнастика достаточно простая и интересная форма занятий с ребенком, она вызывает у детей положительные эмоции и желание повторять полюбившие действия несколько раз, желание делиться своими умениями с другими людьми.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Теперь, когда мы определились для чего, можно перейти к вопросу как. А именно, как правильно и интересно вовлечь ребенка в пальчиковую игру?

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, ...

Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, спо...

Статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном во...