Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
консультация (старшая группа)

Сафронова Ольга Яковлевна

Познакомить родителей с особенностями и основными приёмами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приёмами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  • подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
  • быстрее преодолеть речевые дефекты;
  • привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

  • заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
  • все упражнения проводятся перед зеркалом;
  • все упражнения проводятся в виде игры;
  • сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
  • для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребёнок выполняет определенный уклад, позу щёк, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «заборчик»;
  • «окошечко»;
  • «трубочка»;
  • «чашечка»;
  • «блинчик»;
  • «иголочка»;
  • «горка»;
  • «парус».

Статические упражнение должны удерживаться ребёнком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребёнку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щёк, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «часики»;
  • «качели»;
  • «лошадка»;
  • «чистим зубки»;
  • «вкусное варенье»;
  • «барабанщик»;
  • «худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счёт, только при каждом счёте ребёнку необходимо поменять положение щёк, губ или языка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы. Покажите правильное выполнение упражнения.

Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребёнку принесёт большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Можно использовать игры с ватными шариками и бутылочками, свечками.

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребёнка подуть на синюю свечу, затем на жёлтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажёр. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринуждёнными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно. Это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше похвалите ребёнка за его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
  • Первая дверь — это губы. Давай, её откроем (упражнение «Заборчик»).
  • Вторая дверь — это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).
  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопатка»).
  • Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
  • Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую — губы (сомкнуть губы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация подготовлена специально для родителей , которые хотели бы помочь детям научиться правильно выговаривать трудные звуки. Для чего необходимо делать артикуляционную гимнастику  в домашн...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»...

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика.Задачи:v  Познакомить родителей с необходимостью артикуляционной гимнастики в становлении звуков у ребенка;v  Дать рек...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Консультация учителя-логопеда для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Консультация для родителей на тему: "Выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Артикуляционная гимнастика очень важна в коррекции звукопроизношения дошкольников. Её правильное и систематическое выполнение ведёт к более быстрой постановке того или иного звука или группы звуков. А...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях....