Пальчиковая гимнастика
консультация (старшая группа)

Калайчева Медули Давидовна

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая гимнастика»



«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей

дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;

снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Перечень пальчиковых игр:


«Паучок» - указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик» -  руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки» - двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.


«Колечки» - сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.


«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.


«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

«Бабочка» 
сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» 
детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» 
правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Пальчиковых игр со стихами:

«Зайцы»

Десять серых зайцев дремали под кустом,

(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьем»

(поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали: «Давайте убежим!»,

(поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали: «Давайте помолчим!»,

(поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!»

(поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили: «Он может сделать «Бах»?»

(поднять вверх мизинцы обеих рук)

«Бах» - выстрелил охотник,

(хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев пустились наутек.

(бежим всеми пальчиками по столу)

 

«Веселая мышка»

Веселая мышка перчатку нашла,

(пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,

(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.

(поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба дала покусать,

(кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех

(одна ручка гладит другую и наоборот)

И отправила спать.

(сложенные ладони кладем под щечку)

 

  «Дружба» 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями)

 

«Овощи»

 Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем – жмем.

(Имитация движений)

 

 

 «Компот»        

Будем мы варить компот. Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, слив положим, сахарок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

 

«Котенок»

Шел один я по дорожке,

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(качаем головой)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках – острые царапки,

(царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!

(убегаем указательным и средним пальчиками).

 

«Кролик»

Маленький кролик с большими ушами,

(кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом,

(указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами

(указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

(роем норку - колени).

Чистит он шерстку себе

(«чистим шерстку»)

Или спит.

(руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит.

(шевелим «ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.

(сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки)

 

 

«Апельсин»

Мы делили апельсин. Много нас – а он – один!

(левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа,

(правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят,

Эта долька — для утят. Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

 

 «Домик»

Под грибом – шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик. Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем – дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе – тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят - угощенье для ребят.

 

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.(имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

(вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).

 

«Снежки»

Лепим мы из снега ком, (дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (дети «лепят»).

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим, («подбрасывают»)

Два – поймаем, («ловят»)

Три – уроним («роняют»)

И. сломаем (топают).

 

«Сосульки»

Шаловливые сосульки (собрать пальчики вместе щепоткой)

Сели на карниз (положить руки на колени)

Шаловливые сосульки (покрутить кистями рук)

Посмотрели вниз (опустить голову вниз)

Посмотрели, чем заняться? (пожать плечами)

Стали каплями кидаться (руками соответствующие движения)

Две сосульки вниз смотрели, и на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, (в такт наклонять голову вправо – влево)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

 

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд.

(соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит,

(пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы (загибают пальчики обеих рук)

Большую желтую луну.

 

«Аты-баты»

Аты – баты, аты – баты!

(поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты! Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы, а потом пехота –

Рота за ротой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...