Консультация для родителей по теме : «Познавательная прогулка»
консультация

Кривова Наталья Адольфовна

Все дети любят гулять. А родители, как правило, сводятсвои обязанности во время прогулки только к котролю над безопасностью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx8.03 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная прогулка

Все дети любят гулять. А родители, как правило, сводят свои обязанности во время прогулки только к контролю над безопасностью детей. Но ведь именно благодаря родителям каждая детская прогулка могла бы превратиться из обычного времяпрепровождения в увлекательнейшее путешествие, полноценно развивающее ребенка.

 

 

Вместе или врозь?

 

Какую картину можно чаще всего увидеть во дворе или на детской площадке?

Отдельно дети копаются в песочке или монотонно качаются на качели – отдельно мамочки мило беседуют друг с другом. Время от времени можно услышать строгие материнские окрики «Стой! Куда полез?» или «Не смей это делать!» или «Не беги так быстро, упадешь!» И так – изо дня в день, с малозначительным разнообразием.

А все почему? Да потому что так проще для родителей! Для мам вообще идеальная прогулка – это чтоб без травм, чтоб вернулся не грязный, чтоб не переохладился. А где же забота о развитии ребенка? Увы, увы… Развитие ребенка на прогулке, как правило, пущено на самотек. А сами дети не способны обогатить себя прогулкой так, как это можно сделать вместе с родителями.

 

Не забывайте о физическом развитии ребенка. Не запрещайте ему бегать и прыгать. Научите ребенка забытым играм нашего детства: каравай, ручеек, лапта, казаки-разбойники. Подвижные игры не только развивают физически и укрепляют иммунитет, но еще вырабатывают организаторские навыки, учат детей общаться.

 

 

Наблюдаем мир вокруг

 

Идея вести дневники наблюдений, которые обычно ведут дети в начальной школе –хорошая. Но, по-моему, ее можно было реализовать не в виде скучных столбцов таблиц с условными обозначениями, а по-детски. Если заполнять дневник наблюдений не только информативно, а и эмоционально, то, я уверена, дети бы охотно это делали. Представьте дневник наблюдений, где вместо черно-белых кружочков «ясно-переменно-пасмурно» – солнышки, облачка и хмурые тучки!

Начать вести дневник наблюдений можно лет с 3. Год от года он будет становиться подробнее. Лучше завести блокнот, на котором удобно рисовать карандашами (фломастеры хуже передают нюансы). Берем блокнот на прогулку.

Гуляем, наблюдаем, обсуждаем, делаем заметки. В каждом дне, кроме температуры, направления ветра, состояния неба, погодных явлений, всегда найдется что-то необычное. Случайный прохожий, привлекший чем-то ваше внимание; окно с прилипшим желтым листком; склонившаяся под ветром береза.

Можно повесить во дворе кормушку для птиц и вести наблюдения за их повадками. В дневник можно записывать стихи собственного сочинения, разные мысли, желания, счастливые мгновенья дня. Не стоит ничем ограничивать свои наблюдения. Чем оригинальней будет дневник, тем интересней его будет перечитывать.

 

Признайтесь, как давно вы ходили гулять с ребенком? Не «выгуливать» ребенка, а именно гулять с ребенком вместе? Когда вы последний раз наслаждались свежим воздухом, небом, травой, любовались облаками, закатом, слушали шум ветра, пенье птиц… Может, пришло время наверстать упущенное?!

 

 

 

Простор для творческого развития!

 

Осенняя тема присутствует во многих произведениях искусства. Можно перед прогулкой посмотреть несколько картин, а потом на прогулке увидеть фрагменты этих картин. Можно на прогулку взять этюдник и делать зарисовки. Можно взять плеер и совершить прогулку под музыку (например, «Времена года» А.Вивальди), пытаясь почувствовать настроения осени, переданные в произведении.

Прогулку можно использовать для разучивания стихов и песен, для сочинения собственных стихов, песен, рассказов, сказок. Чтобы разбудить интерес к сочинительству, предложите ребенку придумать рассказ по опорным словам.

Например: прохладнее, дожди, дни, ночи, птицы, лужа, чириканье, смех, хорошо. 

 

Развиваемся в игре

 

Выбор игры для развития зависит от возраста вашего ребенка. Привожу их по мере взросления детей. С возрастом условия игры усложняются. Игры могут включать элементы друг друга, чтобы развивать ребенка сразу по нескольким направлениям.

 

Имитация

Эта игра подойдет уже для младенцев. Развитие речи начинается с издания звуков. А на улице так много разных звуков: лай собаки, мяуканье кошки, чириканье птиц, шум ветра, визг тормозов, вой сирены… Можно пробовать воспроизвести услышанное с помощью звукоподражания. Это важный этап речевого развития, к тому же это очень весело.

 

Считалочки

Можно считать все подряд: машины, лужи, деревья, листья, тучи, прохожих.

 

Что чем пахнет?

Гуляем и активно вдыхаем все вокруг. «Это пахнет свежая земля, это опавшие листья, это машина проехала и надымила, это женщина прошла, овеяв нас ароматом своих духов».

 

Вывески

Дети обожают читать вывески. У многих именно так начинается обучение чтению.

Чтобы чтение вывесок не стало скучным чтением всех вывесок подряд, можно усложнить задачу условиями поиска: слова, начинающиеся/заканчивающиеся на конкретную букву или гласную/согласную, слова из 5 букв, с 3 гласными, синего или желтого цвета надписи…

 

Закончи фразу

На прогулке можно учиться построению фраз, подбору эпитетов, антонимов, правильному выбору глаголов, заодно обобщая свои наблюдения над осенними изменениями. Летом день длинный, а осенью... Фразу можете начинать вы, а закончить –  ребенок, потом меняйтесь ролями, тогда условия игры будут соблюдены по-честному.

Найди ошибки

Говорится фраза, в которой нужно определить, чего из сказанного не бывает осенью и на этих словах выкрикнуть: «Не бывает!» Например: дети ходят в школу, носят курточки, загорают. В этой игре тоже лучше меняться с ребенком ролями.

 

Все наоборот

На развитие понимания причинно-следственных связей можно играть так: один ведет рассказ, а другой его поправляет, если последовательность действий неправильная. Все наоборотные фразы могут быть такими: пошел дождь, потому что я взял зонт. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг. Роли в игре меняются.

 

Нескучные уроки

Нескучные уроки на природе дают начальные представления о математике, географии, астрономии, физике, черчению.

  • составляем икебаны и гербарии;
  • определяем с помощью компаса стороны света; l перед прогулкой рисуем карту местности, определяем маршрут и гуляем по нему;
  •  изучаем звездное небо, наблюдаем за всеми фазами Луны, любуемся закатом;
  •  чертим на мокром песке палочкой геометрические фигуры;
  •  трогаем и гладим кору различных деревьев, изучая поверхности предметов, определяем на ощупь плотность листьев.

 Чем больше вы занимаетесь развитием ребенка в детстве, тем больше способностей вы сможете в нем развить и тем более разносторонне развитую личность вы воспитаете.  Это и для ребенка важно, поскольку повышает его шансы реализоваться в жизни, и для вас предмет гордости, и обществу крайне необходимо, потому что разносторонне развитые личности сейчас, увы, в дефиците.

 

Какое же развитие личности без экспериментов?! Вы спросите, какие эксперименты можно проводить в холодное время года на улице? А вот какие:

  • насыпать крошки хлеба на асфальт и посмотреть: через какое время к ним слетятся птицы, какие это будут птицы, сколько их будет, кто из них окажется проворнее, а значит, более сытым;
  •   с помощью палочки отвести воду в луже и убедиться в текучести жидкости;
  •   развести костер (там, где это не запрещено), чтобы понаблюдать, как ярко и быстро сгорают в нем мелкие веточки, и долго разгораются крупные, но зато горят дольше и греют сильнее;
  •   снять перчатки и засечь, через какое время начнут мерзнуть руки при разной температуре на улице;
  •   приготовить угощение и позвать «кис-кис» дворовую кошку, чтобы проверить, знает ли она, как и домашние, эту команду.

 

Фантазируйте! Экспериментов можно придумать очень много.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Весенняя прогулка"

Прогулки весной, особенно в раннюю ее пору, нередко разочаровывают и ребенка, и взрослого. Причиной тому служат некоторые обстоятельства, изменить которые невозможно. Во-первых, как одевать ребенка на...

Консультация для родителей на тему: «Осенние прогулки»

Материал предназначен для родителей по организации осенних прогулок....

Консультация для родителей на тему: "Весенние прогулки"

Прогулки весной, особенно в раннюю ее пору, нередко разочаровывают и ребенка, и взрослого. Причиной тому служат некоторые обстоятельства, изменить которые невозможно. Во-первых, как одевать ребенка на...

Консультация для родителей на тему ;Зимняя прогулка .-это интересно. Советы родителям

« Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.» Для детей зима -  долгожданная и любимая пора. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как м...

Консультация для родителей на тему: «Осенние прогулки.»

какую пользу приносит детям погулка....

Консультация для родителей «Весна. Весенние познавательные прогулки»

Даже самый рассеянный человек не сможет не заметить весенних изменений в природе и пробуждения ее от зимнего сна. Объектов для наблюдения весной великое множество. Это и пробивающаяся травка на протал...

Консультация для родителей на тему «Познавательные летние прогулки с детьми»

Консультация для родителейТема «Познавательные летние прогулки с детьми»...