"Мнемоника"
статья (средняя группа)

Габанова Галина Владимировна

Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная памятьи запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemonika.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология решения исследовательских задач. Мнемоника (наглядное моделирование)

Введение

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах).

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма.

- Метод каталога.

- Метод фокальных объектов

- Метод «Системный анализ

- Метод морфологического анализа.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками

- Мышление по аналогии. 

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Один из приемов ТРИЗ – мнемоника, которую я использую в своей работе с детьми.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.

Воспитанники затрудняются рассказать по картинке, или рассказать о своей любимой игрушке.

Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Данная проблема касается и нашего родного языка. Многие наши воспитанники не желают говорить на своем родном языке, им легче ответить на русском языке. Есть дети которые одновременно используют 2 языка – русский и бурятский. Поэтому наша главная задача – развивать связную речь как на бурятском, так и на русском языках.

Это реальность, в которой оказываются наши дети.  Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей  дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Мнемотехника– система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи.
  2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
  4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
  6. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники(!) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника»и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Основная часть.

Мой акцент в работе с мнемоникой – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В.К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева – коллажём, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т.А.Ткаченко, В.К. Воробьёвой, И.А. Поташко мною были сделаны выводы:

  • как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. - мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)

- мнемодорожки (средний возраст)

- мнемотаблицы. (старшие дошкольники)

Мнемоквадраты

- представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой 

Мнемодорожки 

- это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.

Мнемотаблицы 

- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.

  • Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно- обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
  • Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
  • В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т.к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
  • В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
  • Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4.Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5.Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Вывод

Теперь мы с моими воспитанниками  с интересом стараемся рассказывать о какой-либо из своих игрушек, передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли. Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т.к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемоника, как одна из методик развития памяти у дошкольников

Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрите...

Статья "Мнемоника и мнемотехника"

Статья содержит собранные и переработанные сведения об истории развития мнемотехники...

Мнемоника. Занятия по мнемотехнике.

Мнемоника в переводе с греческого языка означает "искусство запоминания" ...

Мнемоника. Развиваем речь и память детей

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов,облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путемобразования дополнительных ассоциаций. Актуальность мнемотехники для д...

Мнемоника в системе дошкольного образования.

Самая сложная познавательная деятельность для дошкольников - это запоминание и заучивание.Память - это активный процесс; накопленные знания постоянно изменяются, проверяются и переопределяются мыслящи...