Мнемоника в системе дошкольного образования.
методическая разработка по развитию речи

Вебер Марина Александровна

Самая сложная познавательная деятельность для дошкольников - это запоминание и заучивание.

Память - это активный процесс; накопленные знания постоянно изменяются, проверяются и переопределяются мыслящим мозгом; поэтому определить характеристики памяти непросто.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мнемоника в системе дошкольного образования.»

Самая сложная познавательная деятельность для дошкольников - это запоминание и заучивание.

Память - это активный процесс; накопленные знания постоянно изменяются, проверяются и переопределяются мыслящим мозгом; поэтому определить характеристики памяти непросто.[1]

Поскольку акцент делается на психических процессах, память делится на эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первое воспоминание, которое начинает приобретать ребенок, - это двигательная память. Она помогает малышу научиться контролировать свое тело. Далее идет эмоциональная память. Это позволит малышу узнать родителя по лицу и голосу. Малыш не улыбается незнакомым людям. Образная память более поздняя. Она также включает в себя вкус, осязание и зрительную память. Формируются ассоциации, которые облегчают запоминание. Далее ребенок приобретает навыки языковой и логической памяти.  Она помогает ребенку собрать воедино свои мысли и облечь их в слова.

Каждый ребенок по разному воспринимает учебный материал: кто-то быстро улавливает, а кто-то медленно. Нужно также следить запоминание информации, анализируя результат обучения.  Для эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации у дошкольников можно применять технологию мнемоники.

В современных энциклопедиях определение мнемотехники написано следующим образом.

Мнемоника - это серия приемов и методов для облегчения запоминания и увеличения объема памяти путем формирования искусственных ассоциаций.

Второе определение является наиболее точным представлением современных мнемонических техник. Мнемоническая техника - это система внутренней записи, которая позволяет последовательно записывать информацию, преобразованную в комбинацию визуальных образов, в мозг.

Мнемоническая технология использует естественные механизмы памяти мозга, позволяя ему полностью контролировать процессы запоминания, хранения и припоминания информации.

Книга по мнемонике была написана Джордано Бруно. «Мнемическая» пословица – «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Что мы помним лучше всего, так это книжку с картинками из детства. Многократное чтение вашей любимой книжки с картинками запомнится вам на всю жизнь.

В мнемотехнике вся запоминаемая информация делится на 3 типа: образную, речевую (текстовую) и точную.

Образная - информация воспринимаемые человеком зрительные объекты.

Речевая - информация воспринимаемая устная речь и читаемые тексты.

Точная - информация, которую необходимо запомнить со 100% точностью, такая как даты, адреса, термины, шифры и коды, цифры, имена и фамилии.

Поскольку детям трудно усваивать большое количество информации сразу, применение мнемонической технологии начинается с простого мнемонического квадрата, меняя способ от простого к сложному. Мнемоквадратики могут представлять собой либо изображение образа или одно ключевое слово, либо знаки которые указывают на предмет выбранной темы. Желательно для дошкольников отображать на мнемоквадратиках рисунки (изображения, знаки), так как они не умеют читать.

Следующий этап – мнемодорожки, состоящие из нескольких мнемоквадратиков. Они составляют цепочку ход действий, и по ним можно составлять предложения. При составление мнемодорожек развивается у дошкольников связная речь.

 Затем с помощью мнемодорожек составляется мнемотаблицы. Таблица является более объемным, по ней можно составлять уже тексты, рассказы. истории.

Эти три этапа можно сравнить: Слово – Предложение – Текст; Мнемоквадрат – Мнемодорожка – Мнемотаблица соответственно.

Объем информации, которые заложены мнемотаблицах, я считаю, должны быть наглядными, красочными, запоминающимися. Так как дети любят формами, красками и звуками. Мнемотаблицы запоминаются легко, при запоминание работают одновременно и визуальное и слуховое, и зрительное восприятие.

 В следствие чего, когда школьник смотрит на мнемотаблицу с картинками и слышит слова, относящиеся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг «записывает», а зрительная память «фотографирует» эту взаимосвязь, когда ребенок ассоциируя вспоминает сохраненные образы, то мозг сразу же воспроизводит данные из памяти.

Как создать собственную мнемотаблицу?

Для занятий с малышом можно использовать как готовые, так и самодельные мнемонические таблицы. Для того что бы составить таблицу на основе стихотворения или рассказа необходимо:

1. Разделите текст на части

2. Нарисуйте квадраты на бумаге в зависимости от количества фрагментов текста.

3. В каждом поле укажите, о чем говорится во фрагменте или с чем он связан.

4. При необходимости вы можете подписать каждую ячейку текстом, который хотите запомнить.

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок выучил детские стишки, вы можете воспользоваться мнемотаблицей:

1.        Необходимо с выражением прочитать малышу стихотворение.

2.        Затем попросите своего ребенка выучить стих вместе. Затем прочтите его еще раз, но привлеките внимание ребенка к таблице.

3.        Обсудите содержание и цель стихотворения

4. Проверьте, все ли слова и картинки понятны ребенку, и объясните их значение.

5.        Читайте по одной строке за раз и попросите ребенка повторять, при этом опираясь на картинки.

6.        Затем ребенок может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Всем известно, что два полушария у человека имеют различные функции: левое отвечает за умственное, логическое мышление и развитие речи; а правая полушария за творческую деятельность.

Исходя из функций мнемотехники можно сказать, что мнемоника включает деятельность оба полушария головного мозга.

Применение приемов мнемотехники у дошкольников упрощает запоминания в памяти, помогает в обучении детей рассказыванию с помощью ассоциации объектов. Это сложная проблема учебно-воспитательного процесса, решения, которой интересует не только педагогвоспитателей, но и родителей. Таким образом, при активном использование мнемотехники для развития памяти у  дошкольников может дать эффективный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Система дошкольного образования в Законе РФ "Об образовании"

Источник: http://fullref.ru/job_4e819c548856625030a34563b53c9970.html...

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...