Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.
презентация на тему

Янчурина Юлия Рамилевна

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_rozhdeniya_do_shkoly_prezentatsiya.pptx225.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика методической системы дошкольного образования «ОТ рождения до школы». Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ и ФГОС в данных системах. Подготовила: Янчурина Ю.Р.

Слайд 2

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа должна состоять из двух частей: 1) Обязательная часть; 2) Часть, формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении . Направления развития: - физическое развитие - познавательно-речевое развитие - художественно-эстетическое развитие - социально-личностное. 10 образовательных областей. ФГТ определяют планируемые результаты освоения программы – итоговые и промежуточные аттестации.

Слайд 3

Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе. ФГОС включает в себя требования к : 1.Структуре основных образовательных программ ( в том числе соотношению обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2.Условиям реализации основных образовательных программ , в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3. В ФГОСе появляется третье требование - к результатам освоения основных образовательных программ. дошкольного образования. В закон «Об образовании» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги ДОУ, родители понимали, как с ним работать дальше.

Слайд 4

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: ● социально-коммуникативное развитие; ● познавательное развитие; ● речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие. Одним из условия развития математических представлений у дошкольников является интеграция образовательных областей . ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Слайд 5

ФЭМП – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Формирование математических представлений дошкольников осуществляется с помощью научно- обоснованной методической системы, компонентами которой являются цель, содержание, методы, средства и формы организации работы, теснейшим образом связанных между собой и взаимообусловленных друг другом.

Слайд 6

Среди задач по формированию элементарных математических представлений у детей выделяются главные: - приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; - формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; - формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; - овладение математической терминологией; - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.

Слайд 7

А нализ раздела « Развитие элементарных математических представлений» комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Слайд 8

Согласно ФГТ к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области « Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Согласно ФГОС направление ФЭМП рассматривается в образовательной области «Познавательное развитие». Работа по ФЭМП начинается с первой младшей группы (2-3 года).

Слайд 9

Характеристика программы Согласно ФГТ Согласно ФГОС 1. Возрастная группа, с которой начинается работа по ФЭМП. Первая младшая группа ( 2-3 года) 2. Цель программы по ФЭМП. Интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. 3. Образовательная область, в которой реализуется данное направление. «Познание» «Познавательное развитие»

Слайд 10

4. Направления по развитию математических представлений. «Количе­ство и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Геометри­ческие фигуры», «Ориентировка во времени». 5 . Условия успешной реализации программы . Интеграция образовательных областей . О рганизация особой предметно-развиваю­щей среды в группах и на участке детского сада для прямого дей­ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Слайд 11

Задачи по формированию математических представлений Согласно ФГТ: Согласно ФГОС: 1 . П риобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; 2. Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; 3. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; 4. Овладение математической терминологией; 5. Формирование простейших графических умений и навыков; 6.формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ; В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: формирование представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

Слайд 12

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ; • сравнение; • метод моделирования и конструирования; • метод вопросов; • метод повторения; • решение логических задач; • экспериментирование и опыты Методы повышения познавательной активности :

Слайд 13

Формы работы по развитию математических представлений Организованная образовательная деятельность Беседы Театрализация с математическим содержанием Сенсорные праздники на основе календаря Демонстрационные опыты Игра – самая главная форма работы Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей

Слайд 14

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов используют следующие методы : Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей ) Метод моделирования и конструирования Экспериментирование и опыты Метод вопросов Метод повторения Сравнение Решение логических задач

Слайд 15

1.Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка. 2.Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы). В ФГОС материал по раннему возрасту дается с двух месяцев, а в Программе начиная с рождения ребенка. 3.В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. 4. Вариативность содержания раздела по инклюзивному и коррекционному образованию. 5. Полный учебно-методический комплект, включающий методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада. 6.Планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров., которые рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) . Особенности содержания программы согласно ФГОС:

Слайд 16

1. В разделах по дошкольным группам для каждого возраста даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы . 2. Охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. 3. В соответствии с ФГТ каждое дошкольное учреждение самостоятельно составляет перечень необходимых для осуществления воспитательно ‐ образовательного процесса программ, технологий, методических пособий . 4. В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количе­ство и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представле­ний. 5. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Особенности содержания программы согласно ФГТ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

План профессионального саморазвития «Развитие математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» на три года

Цель методической разработки: Повысить теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентность по развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...

Методическая разработка «Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....