Меры и виды поощрения детей и их значение в развитии ребёнка
консультация

Смирнова Ольга Александровна

Поощрение - это искусство воспитания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchreniya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Меры и виды поощрения детей и

их значение в развитии ребёнка

Поощрение положительных поступков позволяет вырабатывать у ребенка правильное поведение. Иногда взрослые люди считают, что так они «покупают» расположение малыша. На самом деле, поощрение — это важная часть воспитательного процесса.

Почему это важно?

Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.

         Поэтому поощрения являются действенными способами оценки поведения ребенка.  Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности. Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям. Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками.

Виды

Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.

  1. Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
  2. Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
  3. Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.

Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.

Подарки = покупки?

Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость. На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату. При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок. Важно чтобы цель была сложно достигаемой.

Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого. Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.

Ошибки

Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.

 При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто». Так родители только обесценивают поступок дошкольника. Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания. Только тогда получится вырастить полноценную личность.

Поощрение и особенности психики ребенка

Нерешительных детей, которые чувствуют себя комфортнее, если делают что-то в компании взрослого или более компетентного сверстника, следует хвалить даже за самые незначительные достижения. Им не повредит и опережающая похвала.

Слишком ответственный и аккуратный ребенок берется за самые трудные дела и старается выполнить их как можно лучше. Таких детей хвалить стоит только за достижение особых результатов. Лучше сделайте акцент на самом процессе выполнения дела.

Уверенные в себе дети, у которых все получается легко и быстро, тоже заслуживают похвалы, но строго дозированной. Иначе их уверенность в себе может перерасти в зазнайство и неумение преодолевать трудности. Помощь окружающим, радость за успехи товарищей – вот те аспекты, за которые действительно необходимо хвалить таких детей.

Мотивируя своих детей на совершение положительных поступков, соблюдайте принцип медиков – «не навреди». Похвалой можно поощрить, но можно и испортить. Ребенок может начать воспринимать стимулирующее воздействие как обязанность одного или обоих родителей. Это недопустимо.     Еще один метод, который категорически нельзя использовать – в качестве поощрения отменять обязанности. Например, хорошие отметки, сделанное качественно и быстро дело не могут стать причиной для отмены домашних обязанностей, которые уже есть у ребенка.

        Используйте похвалу правильно, и тогда она станет мощным средством в воспитании малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом. Психическое ...

Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.

содержание работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...

консультация для родителей "Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка"

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивн...